10 сентября Государственный музей Востока представляет выставку «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства».
На выставке будут представлены неизвестные ранее миниатюры исламских рукописей XVIII-XIX вв. из коллекций Москвы, Казани, Новосибирска и Ялты, а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины из коллекции Музея Востока, казанских собраний и коллекции Фонда Марджани. Всего будет представлено около сорока предметов.
Выставка покажет своеобразие изобразительной традиции в искусстве Ислама, истоки образов священных городов — Мекки и Медины. Изображения Каабы в Мекке появляются, видимо, вскоре после возникновения Ислама (самое раннее датированное изображение относится к XI веку). Чаще всего двухмерные изображения святыни встречаются в миниатюрах рукописей, повествующих о вознесении Пророка Мухаммада (мирадж) или о скитаниях Меджнуна. Одним из ключевых сочинений в развитии этой традиции стал знаменитый текст XV века «Далаил аль-Хайрат» («Доказательства благости…»). Книга, в которой собраны молитвы за Пророка Мухаммада, была написана в середине XV века марокканским суфием Абу Абдаллахом Мухаммадом Сулайманом ал-Джазули и стала чрезвычайно популярна: в мире сейчас насчитывается несколько сотен ее рукописных списков — не считая типографских изданий; а в России рукописей этого сочинения более трех десятков. Является одним из наиболее часто копируемых исламских текстов.
В 30-40-х годах XVIII века под влиянием османской «архитектурной» миниатюры XVI-XVII веков (в том числе под влиянием известных работ миниатюриста Насуха Матракчи) и рукописей Мухъя ад-Дин Лари «Футух ал-харамейн» («Обретение двух святынь»), в которых имелись планы священных городов Ислама, в рукописях «Далаил аль-Хайрат» появляется план-схема Медины, а уже к середине XVIII века к ней добавляется пара — изображение Мекки. Как и почему это произошло — посетители узнают на выставке.
Выставка также расскажет о нескольких традициях в показе исламских святынь в этом сочинении. Первая относится к изображениям Рауды (Райского сада) и минбара (кафедра в мечети, с которой читается пятничная проповедь) Пророка в Медине (а также могил халифов Абу Бакра и Умара). Этот канон позже найдет продолжение в шамаиле и лубке, а в настоящее время представлен сувенирной продукцией — плакатами, а также объемными изображениями святынь.
Вторая традиция — картографическая: изображение планов-схем священных городов Мекки и Медины в плоскостной проекции или в перспективе. Этот канон имеет свои истоки в османской архитектурной миниатюре XVI в. Именно эта иконографическая схема в «Далаиль ал-хайрат» повлияла на изображения Мекки на османских изразцовых панно и указателях киблы (точно установленного ориентира в сторону священной Каабы), а также на османские и татарские шамаили и религиозные плакаты из других уголков исламского мира.
В дополнение к этому на выставке будет показано влияние европейского рисунка на миниатюры «Далаиль ал-хайрат» и шамаили конца XIX – начала XX веков.
Выставка посвящена 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией и проводится при поддержке Фонда «История Отечества».
В выставке принимают участие: Фонд Марджани, Российская государственная библиотека, Научная библиотека Казанского федерального университета, Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, Ялтинский историко-литературный музей, Научная библиотека МГИМО МИД России, Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, Национальная библиотека Республики Татарстан, Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре.
Выставка завершит работу 17 октября 2021 года.
28 ноября 2024 года в Институте социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета прошёл круглый стол, посвящённый 150-летию со дня рождения Александра Васильевича Колчака.
С 20 по 22 ноября 2024 года в Институте археологии РАН состоялась Всероссийская научная конференция «От ранних славян до Руси», посвящённая 100-летию со дня рождения выдающегося советского и российского археолога-слависта, действительного члена Российской академии наук, профессора Валентина Васильевича Седова.
В Саратовском областном музее краеведения состоялась презентация передвижной выставки «Хлеб с неба не падает». Она создана в рамках одноимённого проекта, поддержанного фондом «История Отечества», и посвящена 70-летию начала освоения целинных и залежных земель.
Фильм «Сотня. Месопотамский рейд» рассказывает о подвиге кубанских казаков, который по разным причинам оказался забытым. А именно – о героическом рейде казачьей сотни под командованием сотника 1-го Уманского полка Василия Гамалия.
«А мы попробуем любовью, а там посмотрим, что сильней», - эти слова великого российского поэта Ф.И. Тютчева можно привести в качестве эпиграфа к фильму.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР