Исследование о борьбе Сталина с внутрипартийной оппозицией, получившей прозвище «троцкисты» и с самим Львом Троцким.
Большинство материалов по борьбе с оппозицией Сталин оставлял в своем архиве. После 1991 года они хранились в фонде Политбюро Архива Президента Российской Федерации. Многие из них рассекретили лишь недавно и передали на хранение в федеральные архивы – РГАНИ и РГАСПИ. В РГАНИ были переданы личные дела от «А» до «Я» за период с 1918 по 1975 год. Значительная часть архивных дел, включая и секретные, были переданы в РГАСПИ. Материалы о Троцком и троцкистской оппозиции из этой коллекции и стали базой настоящей публикации.
Символично, что эти документы выходят в год столетия революционных событий. При Сталине за чтение подобных материалов могли расстрелять, а в последующие десятилетия, вплоть до 1987 года, можно было получить тюремный срок. Это и не удивительно, поскольку речь идет о Льве Троцком, имя которого советская пропаганда сделала нарицательным, не было у СССР врага злее, чем троцкизм. К примеру, вся антикоммунистическая или оппозиционная литература находилась в СССР в специальных отделах центральных библиотек («спецхран»), куда простых посетителей не допускали. Там можно было почитать буржуазную прессу, неугодных власти философов, публицистов или антикоммунистические речи одиозных западных политиков, включая лидеров фашизма. Но даже в «спецхранах» нельзя было получить доступ к работам Троцкого. Они хранились в обособленных отделах внутри «спецхранов».
До конца своих дней Троцкий оставался последовательным критиком Сталина и его окружения. Он не был предателем, а уж тем более фашистским агентом. Независимо от того, кто сидит в Кремле, Троцкий всегда считал, что СССР остается рабочим государством. Поэтому в наступившей Второй мировой войне он полагал долгом всех левых сил встать на безусловную защиту Советского Союза. Такая позиция поссорила его со многими последователями.
Многие люди, пострадавшие вслед за Троцким, на самом деле не были «троцкистами». Их под пытками заставляли признать себя таковыми. Те же, кто сознательно сопротивлялись режиму и поддерживали действия Троцкого, по сути, боролись за свободу мысли, права на критику и, в конечном счете, восставали именно против культа вождя.
Знакомясь с многочисленными материалами ОГПУ, читатели должны понимать, что это была лишь часть, как правило, выгодно преподносимой информации. Это бесспорно соответствовало желаниям самого Сталина.
Приводимые документы весьма красноречиво освещают борьбу за власть после Октябрьской революции. Сборник будет полезен всем, интересующимся сложным и противоречивым периодом развития страны в 20-30-е годы ХХ века.
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР