Как-то, разбирая старые издания, Александр Блок перелистывал выходивший в 1917 году журнал «Народоправство». Он обратил внимание на опубликованные в нем фрагменты из книги «Народ на войне» неизвестного писателя С. Федорченко.
Блока привлекли фронтовые записи автора, о котором поэт раньше не знал. Он даже не догадывался, кто это: мужчина или женщина? В своём дневнике 7 марта 1921 года Блок записал: «Интересны записи «солдатских бесед», подслушанных каким-то Федорченко…»
На самом деле автором этих записок была женщина, Софья Захаровна Федорченко. В годы Первой мировой войны она пошла на фронт сестрой милосердия. Впоследствии впечатления от пребывания на войне, повседневное общение с простыми солдатами, перенесенные тяготы фронтовой жизни вошли в основу ее книги. Сначала книга с говорящим названием «Народ на войне» была издана небольшим тиражом в Киеве. Однако ажиотаж вокруг публикации был такой, что она тут же удостоилась переиздания. Читателей прежде всего привлекала простота формата издания - короткие, лаконичные записи, занимающие, как правило, всего несколько строк. Автор воспроизводила беседы, рассказы солдат, их размышления о жизни, войне и мире, о себе и о других, о «своих» и о врагах. Эти краткие записи со слов очевидцев страшных событий чередовались с фольклорными поэтическими текстами (военными песнями, частушками, заговорами и т.п.).
Книгу «Народ на войне» называли «драгоценным памятником эпохи», «огромным складом народной мудрости», «энциклопедией народной души», «подлинной правдой о войне и русском народе». Сама же Софья Захаровна написала о себе следующее: «Попала в самую гущу, проделала наступления и отступления, видала и победы, и поражения. Всё было одинаково ужасно и непоправимо. Работала я, всё смотрела, всё слушала, всё со всеми переносила».
Волею судьбы знаменитое произведение стало для С.Федорченко триумфом и вместе с тем трагедией. Спустя десять лет, писательница и ее труд подверглись жесткой критической оценке. К тому времени она прославилась еще и как автор популярных детских книжек. Такое несправедливое отношение ударило по состоянию здоровья Софьи Захаровны, через некоторое время о ней и ею произведениях забыли.
Авторы фильма стремятся возвратить из забвения имя Софьи Захаровны Федорченко – человека нелегкой, но замечательной судьбы, а также ее уникальный труд, повествующий о тяжелых временах Первой мировой войны.
Хронометраж - 26 минут
В фильме принимает участие историк литературы Лидия Спиридонова.
Автор сценария – Наталия Спиридонова
Режиссёр - постановщик - Игорь Холодков
Продюсер – Наталия Спиридонова.
Производство телерадиокомпании «Плеяда»
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Кинопроект «Путешествие в Архив» посвящен 100-летию Архивной службы России. «Россия - великая архивная держава, архивная отрасль отвечает за сохранение национальной памяти», - эти слова, произнесенные в эксклюзивном интервью создателям фильма руководителем Федерального архивного агентства Андреем Артизовым в полной мере отражают роль и предназначение отечественных архивов.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР