В Государственном историческом музее открылась выставка, посвящённая, пожалуй, самой известной и почетной российской награде – ордену Святого Георгия. Учреждённый Екатериной II 250 лет назад, орден стал главной военной наградой страны и прошёл сквозь века: менялось государство, менялся строй – и лишь незначительно изменился внешний вид ордена. Так, орден Славы – прямой аналог Георгиевского креста, а гвардейская лента внешне практически ничем не отличается от георгиевской.
В экспозиции представлено несколько сотен экспонатов – от золотых орденов героев Отечественной войны 1812 года до парадных мундиров и целой галереи портретов участников великих сражений. Выставка «За службу и храбрость. 250 лет ордену Святого Георгия» – это летопись подвига. Орден Святого Георгия первой степени Александра Суворова – за победу при Рымнике, Георгиевский крест Керенского, который ему вручили во время поездки на фронт во время Первой мировой и от которого он отказался, передав его генералу Брусилову – за знаменитый Брусиловский прорыв, и целый ряд других наград – за сражения на Шипке и победоносное наступление русской армии под Константинополем…
«Всех кавалеров ордена Святого Георгия объединяло чувство истинного, страстного патриотизма и самоотверженное служение своему Отечеству. Надо сказать, что сообщество кавалеров ордена имело высокую репутацию в России. Среди них – цвет российского офицерства, выдающиеся полководцы, талантливые литераторы и даже члены царской семьи. В том числе среди награжденных и первый Почётный Председатель Императорского Русского исторического общества – царь Александр III. Он заслужил эту высокую награду в боях во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов»,
– сказал на торжественной церемонии открытия выставки
Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
По задумке Екатерины II, орден должен был вручаться за особые, действительно героические заслуги. Неудивительно, что за всю историю его полными кавалерами стали только четыре полководца: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, И.Ф. Паскевич-Эриванский и И.И. Дибич-Забалканский. Выбор покровителя ордена – Святого Великомученика и Победоносца Георгия, лаконичный внешний вид награды и принципы награждения оказали большое влияние на всю российскую наградную систему. Орден Святого Георгия – первый в России орден, который вручали не только представителям высшего сословия, но и всем военным, проявившим особое мужество на службе.
«Это символ героизма, это символ преданности. Человек, для того чтобы получить эту награду, должен был рисковать жизнью ради своей страны. Это целая система награждения, которая включала в себя не только классическое количество орденов, которые вручали офицерству. С самого начала появляются знаки отличия – медали с орденской лентой за участие в событиях и взятие крепостей, таких, например, как Измаил. А в 1807 году появляется впервые орденский знак отличия, который вручался рядовым и унтер-офицерским чинам. Это была одна из самых почетных и первых наград для рядовых чинов»,
– отметил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Орден Святого Георгия был настолько популярен и уважаем, что его именем был назван один из полков – 13-й гвардейский полк военного ордена Святого Георгия. За стеклами витрин – мундир, оформленный в цветах ордена: белый, черный, оранжевый. Этими же цветами оформлена и вся полковая атрибутика, например, завеса для литавры – из фондов Государственного исторического музея.
«Это очень редко демонстрируемый на выставках предмет: его сложно экспонировать, вещь старинная, из натурального бархата, и может быть легко повреждена. Здесь мы также видим цвета ордена: золотой, оранжевый, белый, черный. Сама завеса украшена звездами ордена Святого Георгия, что говорит о том, что сам полк посвящён этой награде»,
– рассказала заведующая отделом нумизматики Государственного исторического музея Александра Калашникова.
На выставке представлено несколько сотен наград, за каждой из которых – история подвига и судьба конкретного человека. Например, знак ордена Святого Георгия третьей степени, принадлежавший лучшему, по мнению Наполеона, кавалерийскому генералу Российской армии – Якову Петровичу Кульневу. В боях под Клястицами, прикрывая дорогу на Петербург, генерал был смертельно ранен. Сорвав с себя крест, Кульнев передал его солдатам, чтобы он не достался врагу. Или история героя Отечественной войны 1812 года Алексея Петровича Мелиссино.
«Этот знак нашла вдова генерал-лейтенанта Мелиссино, погибшего в сражениях под Лейпцигом. Урожденная княжна Кантакузен, она несколько дней искала тело мужа на поле боя: нашла обрывки мундира со звездой ордена Святой Анны и знаком ордена Святого Георгия. Он хранился в их имении в селе Пугляево, ныне это Украина, в маленькой церквушке»,
– рассказал куратор выставки Сергей Левин.
История наград России в наши дни представлена предметами из частных собраний. Так, среди экспонатов – современный орден Святого Георгия генерала Шаманова, награды российского летчика за миротворческую операцию в Сирии. Специально к выставке организаторы подготовили красочное издание, рассказывающее об истории учреждения ордена, его роли в наградной системе государства, о боевых заслугах георгиевских кавалеров, прославивших русские армию и флот. Посетить выставку любой желающий сможет до 12 марта 2020 года.
Проект реализован при поддержке фонда «История Отечества».
Текст: Анна Хрусталёва
Фото: Александр Шалгин
ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Выступление С.Е. Нарышкина на открытии выставки к 250-летию ордена Святого Георгия
В Эрмитаже открылась выставка, приуроченная к 250-летию ордена Святого Георгия
В Москве обсудили планы работы региональных отделений РИО в 2020 году
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
В фильме рассказывается о судьбе капитана 1-го ранга Василия Бойсмана, который после тяжёлого ранения в сражении при Порт-Артуре оказался в японском плену. В декабре 1904 года крепость Порт-Артур пала. У Бойсмана, как и у других русских офицеров, была возможность вернуться домой в Россию.
13 августа в Московском доме национальностей состоялся финал юбилейного пятого Национального телекинофорума «Родные тропы».
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР