Туризм – дело серьёзное!.. Учёные, аналитики пишут о нём, как об одном из факторов развития цивилизации. О роли туризма говорит рост его масштабов в мире: если в середине 1970-х каждый год отправлялись за границу более 200 миллионов туристов, то в начале 2000-х их стало уже почти 715 миллионов, а в начале 2010-х – более 1 миллиарда.

Если к этому количеству добавить тех, кто совершает путешествия внутри своей страны, то речь пойдёт уже о более чем 5 миллиардах человек!

Прикоснуться к «оригиналу»

Гаагская Декларация по международному туризму ещё в 1989 году провозгласила право на путешествие одним из основных прав человека и показателем качества жизни общества, а туризм признала явлением, «которое вошло в повседневную жизнь сотен миллионов людей, превратившись в важную форму использования свободного времени, основное средство межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов».

В эпоху информатизации, в пространстве непрерывно продуцируемых «подобий» реальности путешествие даёт прикоснуться к «оригиналу» – будь то памятники природы или истории. «…Здесь открывается окошко в мир неожиданностей и ожиданий, – писал крупный учёный и страстный путешественник Ю.А. Жданов. – Туризм стал одной из форм осуществления стремлений человека вырваться в таинственный, неизвестный, чреватый бесконечностью и свободой мир. Туристский поход позволяет увидеть… новое небо».

Между тем, туризм очень сложно поддаётся формальной дефиниции и классификации. Из его определений можно вынести главное: туризм – это временное перемещение людей с места постоянного проживания в свободное время с многообразными (познавательными, оздоровительными, гостевыми, религиозными, деловыми и т.д.) целями, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Этот свободный, немеркантильный характер туризма близок и созвучен русской ментальности и культуре. Многие мыслители говорили о «кочевничестве» русских, о неодолимой и неизбывной тяге к пересечению пространства. Об «инстинкте перелётных птиц», который вёл странников в поисках Беловодья, а землепроходцев – «встречь солнца»…

Именно в странничестве, скитальчестве, «ментальной подвижности» (Л.В. Смирнягин) видится одна из системных, культуротворческих черт русского национального типа. «Русский тип странника нашёл себе выражение не только в народной жизни, – писал Н.А. Бердяев, – но и в жизни культурной, в жизни лучшей части интеллигенции».

Несомненно, истоки влечения к преодолению земель и расстояний – в самом положении России, в её географических, климатических и геополитических условиях. Русь изначально формировалась как великая транзитная держава на пересечении континентальных маршрутов обмена товарами, а значит – и технологиями, и идеями. Путь-дорога, манящая далью, зовущая в неведомое, обещающая удивительные встречи, и простор, распахивающийся перед сильным духом, – неотъемлемые составляющие нашей культурной традиции.

«Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству, – замечает академик Д.С. Лихачёв. – В своих танцах и песнях человек стремится к тому же покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в “Слове о полку Игореве”: “дѣвици поютъ на Дунаи”, – вьются голоси чрезъ море до Киева”. Русские создали даже обозначение для особого вида храбрости – храбрости в пространстве, храбрости в движении – “удаль”».


Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли. Начало XII века

Ранние путешествия восточных славян сложно отнести к туризму в его современном понимании. Но важнейшая черта – отсутствие прямой выгоды и материальной заинтересованности – отчётливо просматривается в иных описанных в летописях поездках князей, странствиях купцов и калик перехожих.

Пешеходцы, богомольцы, калики…

Начала религиозного, познавательного, а порой и лечебно-оздоровительного, образовательного, событийного туризма сочетало в себе паломничество. В истории России – это первый вид массовой туристической активности. Само слово «паломник» происходит от латинского названия дерева palma и указывает на традицию привозить из Святых мест пальмовую ветвь – символ радостной встречи Входящего в Иерусалим. На Руси путешествующих к христианским святыням часто именовали не паломниками, а поклонниками, пешеходцами, богомольцами и каликами перехожими (от латинского caligae — «сапоги»: отправлявшийся в дальний путь нуждался в крепкой обуви!).

Традиция паломничества зародилась ещё до Крещения Руси, расцвела в киево-новгородский период. Древнерусские калики были странниками смиренными, но отнюдь не калеками (трансформация термина произошла позднее). Былины описывают этих странников как дородных, статных добрых молодцев; одеты они в шубы соболиные, имеют при себе посохи из дорогого «рыбьего зуба» (моржового клыка) и сумки из рыжего бархата. Очевидно, что братство калик было всесословным. Отправляются в дорогу калики дружинами, братчинами. И вообще не сильно отличаются от богатырей русского эпоса. Это вольные путешественники с духовными интересами и к тому же – носители своеобразной устной традиции, о содержании которой мы можем судить лишь гадательно по немногим свидетельствам.

А вот письменные источники по теме могут составить крепкую библиотеку! Это так называемые хожения или хождения – особый жанр литературы, соединяющий черты путевого дневника, духовных размышлений и практического путеводителя. Практическое «туристическое» значение хождений несомненно: они были призваны помочь странникам. Также неоспорима их ценность как исторических свидетельств: игумен Даниил представил своим читателям Святую землю вскоре после отвоевания её крестоносцами (начало XII века); Стефан Новгородец оставил деловое, точное и яркое описание всё ещё великолепной столицы увядающей Византии (1348/49); три участника поездки русской церковной делегации на Флорентийский собор (1439) создали примечательные зарисовки географии и быта Западной Европы, включая «Вечный город».

Особняком стоит «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (1468 – 1475) – дневник своего рода «анти-паломничества», во время которого автор оказывается в радикально ином духовно-культурном мире и приходит даже к переоценке многих устоев бытия на православной Руси…

Маршруты богомольцев были разнообразны. В одной из былин образно говорится, что новгородский боярин-гусляр Ставр Годинович одну струну своих гуслей натягивал от Киева, другую – от Царьграда, третью – от Иерусалима. Таковы основные ориентиры для православных паломников на протяжении столетий. К ним следует добавить Святую гору Афон и итальянский город Бари, где почивают мощи святителя Николая Мирликийского. Отмечены среди мест, посещаемых русскими, также монастырь Святой Екатерины на Синае, обители острова Кипр. В старой Руси не было университетов в классическом понимании; «образовательные туристы», отправлявшиеся в путешествие за знаниями, например, в Григорьевский затвор в Ростове Великом, в Киевскую академию или ещё дальше – в Константинополь и на Афон, воспринимались тоже как паломники.

Важно отметить: русский зарубежный религиозный туризм в новое время, особенно со второй половины XIX века, стал поистине массовым явлением. Он опирался на поддержку церкви, государства и многочисленных частных благотворителей – от особ царской крови, поддерживавших Палестинский комитет, затем Палестинскую комиссию и Императорское Православное Палестинское Общество, до какого-нибудь помещика средней руки, снаряжавшего за свой счёт крестьянина на поклонение далёким святыням (с обязательством молиться за барина!).

В 1820 году общее число русских поклонников, шедших к Святым местам христианского Востока, доходило до 200 человек в год, в 1840-х – до 400, к концу 1850-х – до тысячи человек. В конце 60-х годов XIX века число российских паломников достигло 2035, а в 1896-м – 4852 человек в год. На рубеже XIX–XX веков Иерусалим в пасхальные дни приобретал отчётливо выраженный русский облик…


Русские паломники в Иордании 1900 г.

«Немногих добровольный крест»

И всё же больше всего странствовали богомольцы «по святым местам русским». «Внутреннее» паломничество было важным фактором перераспределения средств и ресурсов, стимулом развития малых городов и поселений в «русской глубинке». Во многом благодаря «пешеходцам ко святыням» не захирели окончательно утратившие свой древний блеск столицы прежних княжеств и уделов.

Зарождение современных форм туристской деятельности относят в Европе к концу XVI века; в России же светский познавательный и оздоровительный туризм формируется в XVIII столетии. Пётр I заложил традиции образовательных путешествий за границу и лечения на водах. Первый русский бальнеологический курорт «Марциальные [т.е. названные в честь бога войны Марса] воды» был открыт на железистых минеральных источниках в отвоёванной у шведов Карелии в 1719 году.

Потребовались десятилетия, чтобы петровские «саженцы» пошли в рост. При Екатерине II путешествия становятся потребностью просвещённого дворянства, да государыня и сама подавала пример своими масштабными поездками. В декабре 1777 года в прибавлениях к «Московским ведомостям» был напечатан «План предприемлемого путешествия в чужие краи, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем». Это было первое приглашение россиянам к участию в «групповом туре» в Западную Европу, организацию которого брал на себя автор «Плана», известный учёный-педагог.

В 1779 году в Северной столице выходит «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год» А. Богданова – вероятно, первый опыт туристического путеводителя в России. В 1782 году было издано «Описание императорского, столичного города Москвы» В.Г. Рубана, а в 1790 году – составленное И.Г. Георги «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». В центре внимания авторов первых путеводителей были две столицы и их окрестности. Поездки в эти города становятся характерной чертой быта обеспеченных россиян, порождая такие известные литературные произведения, как «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1790) и полемический ответ на него – «Путешествие из Москвы в Петербург» А. С. Пушкина (1834).

Вообще, русские литературные путешествия – интереснейший феномен отечественной словесности. В них проницаемы жанровые границы, они – и путевой журнал, и философское эссе, и «физиологический» (т.е. бытописательский) очерк. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина (1792), «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина (1829), «Письма из Дагестана» А.А. Бестужева Марлинского (1832), «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» Н.И. Греча (1839), «Письма об Испании» В.П. Боткина (1845), «Письма из Италии и Франции» А.И. Герцена (конец 1847 – 1852), «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова (1852–1855) и многие другие тексты обогатили русскую культуру и… историю туризма.

Наряду с практическими путеводителями – которые сочинялись тогда тоже как литературные произведения! – эти книги были отдушиной для тех, кем, подобно пушкинскому герою, «…овладело беспокойство, / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест)»…

Возрождение традиции

Промышленная революция, массовизация культуры, развитие транспорта и путей сообщения, увеличение времени досуга,

развитие сервисных услуг и появление турагентств (первым в истории профессиональным организатором туров считается британец Томас Кук, начавший эту деятельность в 1841 году) – всё во второй половине XIX века придало туристической деятельности новое качество. В мире началась активная самоорганизация туристов. В 1877 году в Тифлисе появился альпийский клуб. Он дал импульс развитию в России горных обществ и клубов. В 1900 – 1901 годах началась деятельность Русского горного общества; в состав его учредителей вошли такие светила науки, как В.И. Вернадский и П.П. Семёнов-Тян-Шанский.

Системообразующим началом в туристском мире стал также велоспорт. В 1895 году в Петербурге было образовано Общество велосипедистов-туристов – «Русский туринг-клуб». Его учредители провозглашали отход от соревновательного подхода: «Мы самым решительным образом прощаемся с гоночным спортом, со всякими проявлениями состязательной борьбы...» С января 1899 года в Северной столице начал выходить в свет журнал «Русский турист», печатный орган общества, в котором обозначались идейные ориентиры нового общественного объединения – содействие воспитанию юношества, лучшему познанию и пониманию своей страны.

В 1901 году Общество велосипедистов-туристов было преобразовано в Российское общество туристов (РОТ). Уже в 1903 году численность членов общества составляла 2061 человек. Самые многочисленные отделения общества действовали в Сибири и на Дальнем Востоке. Начав с небольших велосипедных экскурсий и «вечерних прогулок» в окрестностях столицы, Российское общество туристов в 1910 – 1912 годах стало организовывать путешествия в Крым, на Кавказ, по Финляндии и Уралу. Именно благодаря деятельности РОТ в русском языке закрепились слова турист и туризм.

Важным направлением развития туристской деятельности в предреволюционной России стали школьные экскурсии. В 1915 –1916 годах происходил пересмотр школьных учебных планов и программ. Для школ была составлена новая программа с разработкой для каждого класса плана экскурсий в учебные часы. Экскурсии признавались видом обучения, а туризм призван был стать частью образа жизни просвещённых подданных Российской империи.

…Великая русская революция, разрушив «старый мир», осуществила многое из того, что вызревало в его недрах. Одним из таких осуществлённых проектов стал массовый туризм как средство воспитания и сплочения общества. Масштабы вовлечённости советских людей в организованную систему путешествий впечатляют! Один из ведущих исследователей истории отрасли Г.П. Долженко писал в 1988 году о 50 миллионах человек, ежегодно вовлечённых в СССР в организованный туризм…

Инфраструктура отечественного туризма пережила в постсоветские годы и разрушение, и начало возрождения практически с нулевой отметки. Думается, что успех возрождения определяется в немалой степени и тем, насколько организаторы туристского дела сумеют использовать богатейшие духовные ресурсы русской традиции путешествий.


Знак Россйского общества туристов

Текст: Генрих Александров

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

Поддержка научных трудов

Конференции поддержанные Фондом

В Архангельске состоялась XI Всероссийская исследовательская историческая школа молодых учёных

В Архангельске состоялась XI Всероссийская исследовательская историческая школа молодых учёных

6 ноября 2024 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени Михаила Ломоносова прошло открытие XI Всероссийской исследовательской школы студентов, аспирантов и молодых учёных «Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности».

 

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.

 

В Омске состоялись IV военно-исторические чтения


В Омске состоялись IV военно-исторические чтения

1 ноября 2024 года в столице Омской области прошли IV Омские военно-исторические чтения «Сибирские формирования в военных конфликтах XVI–XXI веков. На пути к 80-летию Великой Победы».

 

Выставки и экспозиции поддержанные Фондом

В РНБ открылась выставка, посвящённая первому русскому книгопечатнику Ивану Фёдорову

В РНБ открылась выставка, посвящённая первому русскому книгопечатнику Ивану Фёдорову

30 октября 2024 года в Российской национальной библиотеке состоялось открытие планшетной выставки «Иван Фёдоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях», созданная при поддержке фонда «История Отечества».

 

В Астраханском краеведческом музее открылась выставка буддийских артефактов

В Астраханском краеведческом музее открылась выставка буддийских артефактов

Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.

 

В Государственном историческом музее состоялось открытие выставки «Ленин»

В Государственном историческом музее состоялось открытие выставки «Ленин»

16 октября 2024 года в Государственном историческом музее открылась выставка «Ленин». Экспозиция, посвящённая 100-летию со дня смерти основателя большевистской партии, подготовлена при поддержке фонда «История Отечества».

 

Документальные фильмы поддержанные Фондом

Цикл документальных фильмов «Моя война. Освобождение Европы»

Цикл документальных фильмов «Моя война. Освобождение Европы»

Цикл фильмов «Моя война. Освобождение Европы» посвящен 80-летию начала освобождения Красной армией стран Европы и включает 4 документальных фильма.

 

Фильм о Софье Федорченко — призёр II кинофестиваля «Российский хронограф»

Фильм о Софье Федорченко — призёр II кинофестиваля «Российский хронограф»

Фильм «Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян», поддержанный фондом «История Отечества», занял 2-е место в номинации «Историческое наследие в архивных источниках» II Всероссийского кинофестиваля архивных фильмов «Российский хронограф».

 

Археологические экспедиции и исследования поддержанные Фондом

В Екатеринбурге состоялась конференция «IX Уральские археографические чтения»

В Екатеринбурге состоялась конференция «IX Уральские археографические чтения»

С 10 по 12 сентября 2024 года в Екатеринбурге состоялись «IX Уральские археографические чтения», посвящённые 50-летию Уральского археографического центра.

 

В Амурской области продолжаются археологические раскопки городища около реки Зея

В Амурской области продолжаются археологические раскопки городища около реки Зея

1 июля 2024 года стартовала спасательная археологическая экспедиция Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области на памятнике археологии «Гащенка, городище-1».

 

Стартовала молодёжная полевая школа «Археологическое наследие Алтая-2024»

Стартовала молодёжная полевая школа «Археологическое наследие Алтая-2024»

В июле 2024 года на Алтае при поддержке фонда «История Отечества» в третий раз работает молодёжная полевая археологическая школа. Занятия организованы Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН совместно с Гуманитарным институтом Новосибирского государственного университета.

 

ОНЛАЙН ПРОЕКТЫ поддержанные Фондом

Историко-документальная интернет-выставка «Обстоятельства повелительно требуют»

Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР

 

Онлайн-проект посвящённый Михаилу Пришвину запущен в Смоленске

В Смоленске запущен онлайн-проект про Михаила Пришвина

При поддержке фонда «История Отечества» успешно реализован историко-просветительский онлайн-проект «Смоленский текст: пришвинские главы», приуроченный к 150-летию Михаила Пришвина.

 

Российский этнографический музей представил проект к 150-летию Владимира Арсеньева

Российский этнографический музей представил проект к 150-летию Владимира Арсеньева

1 ноября на официальном сайте музея был опубликован онлайн-каталог «“…Можете рассчитывать на меня”: научное наследие В.К. Арсеньева в собрании Российского этнографического музея».