3 сентября 2024 года в рамках X Санкт-Петербургского международного культурного форума прошли панельные дискуссии по теме «Право на наследие в многополярном мире», подготовленного Российским историческим обществом и Минобрнауки России при поддержке фонда «История Отечества».
X Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 11 по 14 сентября 2024 года на 17 площадках, в том числе в Государственном Эрмитаже, здании Главного штаба, и в Государственной академической капелле. Основная тема форума в 2024 году — «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?». Мероприятие является ежегодным.
Модератором первой дискуссии «Литературное наследие: от чтения к взаимопониманию» выступил директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Владимир Григорьев.
«Вчера Президент сказал, что будущее за многолинейным и многообразным развитием культур. Это прозвучало как своего рода камертон и подняло планку дискуссий на площадках форума. Несомненно, в этом ряду дискуссий форума наша панель одна из самых интересных и, может, одна из самых ключевых <...>. Большинство людей формируют свою историческую картину мира из книг, кинофильмов, постановок, живописи, музыки. Поскольку в основе этого всегда лежало слово, то мы сегодня поговорим о литературе в широком смысле. Как об универсальном языке, позволяющем разным цивилизациям понимать ценностные основания друг друга».
На фото: Владимир Григорьев
Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил важную общественную роль литературы для читателей в условиях мировой турбулентности:
«Всегда, когда наступает время каких-то переходов, всегда, когда наступает время кризисов, всегда, когда мир движется от одной исторической фазы к другой, люди обращаются к пружинам в разных модификациях. Это может быть история, это может быть мифология, потому что люди хотят понять настоящее. Настоящее, которое не вполне определено, которое находится в переходном состоянии, в броуновском движении. И надо найти какие-то якоря, которые бы помогали понять сегодняшний день. Или, во всяком случае, дать какое-то успокоение читателям, обществу, властям».
На фото: Михаил Швыдкой
В свою очередь, французский писатель Клод-Марк Каминский рассказал о проблеме исторической художественной литературы во Франции сегодня и её восприятии в обществе:
«Французы — страстные поклонники художественной исторической литературы, которая близка к вымыслу. Они хотят услышать прекрасную историю, даже если эта история ложная или искажённая. Историческая литература во Франции может быть рассмотрена в нескольких аспектах. История — это зеркало современности и писатели используют его, чтобы объяснить мир, в котором они живут. Они хотят заново истолковать историю. Например, Виктор Гюго в романе “Собор Парижской Богоматери”».
В качестве примера исторического романа о Второй мировой войне господин Каминский привёл пример книги Джонатана Литтелла «Благоволительницы», где раскрывается проблема коллективной ответственности и общественного примирения.
О влиянии исторических изменений в стране на художественную историческую литературу рассказал главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев.
«В России получается так, что в моменты активного государственного строительства, переосмысливания страны начинают очень активно обращаться к жанру российского исторического романа. Можем вспомнить 30-е годы ХХ века, когда был всплеск популярности этого жанра».
На фото: Максим Замшев
В качестве примера Максим Адольфович привёл популярные в 1930-е годы романы писателей Алексея Толстого, Алексея Чепыгина и Александра Малышкина.
О том, как обстоит ситуация с выпуском исторической литературы в Италии, рассказал политолог, директор итальянского издательства Сандро Тетти:
«В моей стране наблюдается сильная нехватка истории XX века России и Советского Союза. Есть тысячи публикаций об американцах. Если спросишь итальянских граждан о том, кто освобождал нацистские лагеря смерти, то 90% людей скажут, что их освободили американцы, а не русские».
На фото: Сандро Тетти
Также господин Тетти рассказал о ближайших планах своего издательства выпустить книгу, посвящённую русским евреям.
О восприятии темы Гражданской войны в художественной литературе рассказал председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев:
«Литература помогает осмыслить события, которые происходили в прошлом. Любой большой писатель должен не только реализовать художественный замысел, но и постараться вникнуть в прошлое, познакомиться с документами. Большую часть исторических художественных романов писали люди, которые пережили те события. Если говорить о Гражданской войне, то интересно, что литература на эту тему, созданная и в Советском Союзе, и в эмиграции, одинаково показывает весь трагизм этой войны, несмотря на совершенно разные оценки этих событий».
На фото: Владимир Григорьев, Руслан Гагкуев
В качестве примеров Руслан Григорьевич привёл романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и Ивана Бунина «Окаянные дни».
Литературная преемственность наблюдается не только внутри одной страны, но и в международном пространстве. На примере литературы России и Киргизии об этом рассказал народный поэт Кыргызской Республики Акбар Рыскулов:
«Если мы будем говорить о литературном наследии, то такие понятия, как преемственность, взаимовлияние, сегодня, к сожалению, отходят на второй план. Преемственность и её крепкие нити существовали всегда, они переходили от классика к классику. Скажем, Льва Толстого и Чингиза Айтматова разделяют ровно сто лет, но между ними есть непосредственная связь».
На фото: Акбар Рыскулов
Генеральный директор Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина Юрий Носов, выступая от лица библиотечного сообщества, рассказал о проектах Библиотеки, направленных на историческое просвещение:
«Сегодня мы являемся первой электронной и национальной библиотекой и чувствуем востребованность наших фондов. Так, например, мы открыли доступ к единым учебникам истории с 5 по 11 классы. Ученики вместе с учителями и родителями одним кликом могут сразу открыть тот или иной документ, оказаться в мире реальных событий. Они могут получить навыки в поиске информации, тем самым у них вырабатывается культура работы с информацией. Также мы создаём совместно с вузами короткие документальные фильмы по истории Второй мировой войны на базе фондов Росархива. А это более 20 тысяч рассекреченных документов».
Возвращаясь к теме западной литературы, переводчик Александр Ницберг отметил главное различие между русской и западной литературой:
«Сегодня западная культура успела растерять такие важные архетипы в литературе, как красота, чистота, героизм. Русская литература очень молода, но быстро смогла нагнать все достижения других литератур. Сегодня наше преимущество перед западной литературой в том, что мы ещё не успели растратить свои традиции, и русские писатели часто к ним обращаются. И именно таким образом мы можем помочь западным читателям понять самих себя».
В конце сессии модератором был задан вопрос ко всем участникам, что важнее в художественной исторической литературе: возможно ли полностью соблюдать исторические факты, не жертвуя при этом художественностью текста? Ответы свелись к мысли, что писатель, создавая произведение на основе исторического события, должен сохранять баланс между историей и яркостью образов, а также он обязан передать суть эпохи, не искажая исторические факты.
Текст: Анастасия Димитриева
Фото: Александр Шалгин
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
25 ноября в конференц-зале Оренбургской областной библиотеки им. Н.К. Крупской в преддверии 250-летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля, военного губернатора Оренбурга и Санкт-Петербурга Петра Кирилловича Эссена, состоялась двойная презентация проектов, реализованный оренбургском отделением РИО.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР