Печатаются вещи, невиданные на серых,
как сукно арестантских халатов,
страницах русской печати.
Влас Дорошевич. Граф Витте. *Цитируется по: В.М. Дорошевич. Вихрь и другие произведения
последнего времени. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1906.
На закате своей истории русские земства пережили и яркий, и драматичный момент. События Первой русской революции заставили их по-новому взглянуть на своё место в общественно-политической жизни страны. Заявляя о том, что именно земские организации имеют право выступать от имени всех сословий общества, сами земцы стремились преодолеть растущую пропасть между обществом и властью. И при этом по возможности – мирным путём! – способствовать ускорению темпов государственных преобразований. Неуступчивое, ревнивое к власти самодержавие с подозрением смотрело даже на этот, в целом конструктивный, ресурс возможного сотрудничества с обществом, толкая земства в стан оппозиции.
Карикатурист М.М. Чемоданов (псевдоним "Червь")
Одной из форм консолидации и попыткой стать активным действующим лицом в новой конфигурации политических сил стали земские съезды, количество которых в 1905 году было беспрецедентным – с февраля по ноябрь они собирались пять раз. Однако внутренние споры земской общественности по ключевым вопросам давления на власть и по вопросам о степени радикализма требований мешали деловому формату работы съездов. Известия о срыве переговоров в конце октября 1905 года между представителями оппозиции, в очередной раз приглашёнными премьер-министром С.Ю. Витте для переговоров, привели к усилению взаимного отчуждения между тогдашним правительством и радикально настроенным большинством земского движения.
В таких условиях ноябрьский – ставший последним – земский съезд, обсуждавший программные принципы будущих парламентских партий, всё больше удалялся от «земской глубинки», принимая отчётливую партийно-политическую окраску. Земские интересы и задачи самим ходом революционного противостояния всё более растворялись в общей политизации общественной жизни. Неурожай и голод во многих губерниях Центрально-Чернозёмного района и Поволжья, неготовность земств своевременно реагировать на эти эксцессы вызвали разговоры о «кризисе», «исчерпанности» земских организаций…
Этот исторический момент получил отражение в российской прессе, и острее всего – в сатирической печати, мгновенно воспользовавшейся временным исчезновением цензурных «рогаток». Стихия революционного ожесточения диктовала новый, агрессивный язык критики и осмеяния всего и вся – даже земств, имевших, казалось бы, устоявшийся авторитет в отечественном интеллигентском предании.
Образец такой критики – наотмашь! – находим в карикатуре, появившейся на сатирических открытках, издававшихся в конце 1905 года. Депутация земцев-либералов, среди которых угадываются И.И. Петрункевич и Ф.Ф. Кокошкин, получает пинок от С.Ю. Витте на фоне реющего знамени революции. Разочарование и в готовности правительства услышать голос общественности, и в способности земских деятелей организовать давление на власть сконцентрировалось в этом сатирическом рисунке. Презрительный пинок премьер-министра отразил оценку сатириком общей ситуации – неготовности и неспособности власти и общества договориться даже перед лицом революции.
*Цитируется по: В.М. Дорошевич. Вихрь и другие произведения последнего времени. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1906.
Текст: Татьяна Филиппова
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Эта мистическая история произошла в Санкт-Петербурге в феврале 1881 года: «На подоконнике лежала растерзанная птица… Окна кабинета императора Александра II, в котором он спал на жёсткой солдатской койке, выходили на Дворцовую площадь.
Фильм о великом князе Николае Михайловиче Романове. Он - внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и дядя императора Николая II. Речь пойдет о семи месяцах заключения и о том, что открылось археологам, проводившим раскопки на территории Петропавловской крепости в начале нового тысячелетия.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР