С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Поддержку в организации конференции оказал фонд «История Отечества». Более 100 учёных обсудили актуальные проблемы изучения пещерного и наскального искусства, мелкой художественной пластики и украшений каменного века, их символическое значение и современные методы анализа. География участников охватила Россию, Францию, Казахстан, Испанию, Германию, Монголию, Таджикистан, Китай, Австрию и Австралию. Организаторами конференции выступили ИАЭТ СО РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), Институт археологии РАН и Музей-заповедник «Томская Писаница» (Кемерово).
«Наше мероприятие было направлено на обсуждение фундаментальных научных проблем в области изучения первобытного искусства со времени его появления и до формирования протоисторических сообществ на территории Евразии и за её пределами. Хронологический и территориальный охват представленных на мероприятии исследований вывел обсуждения данной проблематики на качественно новый уровень, позволив сделать ряд весьма значимых обобщений по вопросам технологии, культурно-хронологической атрибуции, а также интерпретации уникальных свидетельств символической деятельности человека эпохи каменного века»,
— отметила куратор конференции, старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Лидия Зоткина.
В ходе мероприятия участниками был высказан ряд идей, имеющих большое значение для исследования искусства каменного века:
— Изучение палимпсестных композиций в пещерном и наскальном искусстве каменного века позволяет в ряде случаев выделить устойчивые сочетания последовательности выполнения разных по содержанию и выразительным средствам сюжетов, даже в рамках одного продолжительного в пределах эпохи временного отрезка, связанного с довольно однородными стилеобразующими компонентами;
— В синкретическом комплексе первобытного искусства параллельно формируются смысловые знаки и мотивы орнамента. Первые отражают конкретный ритм природного объекта или живого существа. В процессе упрощения и схематизации они становятся знаками изобразительных надписей и текстов. Знаки располагаются удобным образом для последовательного восприятия — чтения, образуют смысловые структуры с помощью нерегулярного расположения повторяющихся знаков, постепенно теряют изобразительность и не обладают регулярным ритмом и полной симметрией. Мотивы орнамента являются результатом отражения и создания человеческим мозгом правильного построения, важного для получения эстетического удовольствия. Орнамент возникает на основе форм любого уровня и стиля: реалистических, схематических, текстовых.
В ходе конференции рассмотрены открытия древнейших наскальных изображений (палеолит, неолит), сделанные за последние десятилетия на территории Китая, Монголии, Северной Африки, а также находки наиболее ранних украшений, мелкой пластики и других предметов символической деятельности на территории Горного Алтая, Минусинской котловины, Яно-Индигирской низменности, Урала, Русской равнины и Крыма, в том числе кладов и древних красителей, обнаруженных в разном археологическом контексте.
Также во время мероприятия представлены результаты фундаментальных исследований геологического, геоморфологического, палеоклиматического контекста объектов, связанных с символической и изобразительной деятельностью человека эпохи камня. Кроме того, были предложены новые методы и подходы к анализу стилистических особенностей изображений на основе трасологических и технологических параметров наскальных изображений, предложен алгоритм химического анализа состава красителей на красноцветных породах при помощи рамановской спектроскопии, а также представлены результаты апробации уран-ториевого датирования наскальных изображений на памятниках открытого типа.
В ходе конференции исследователи также представили новые открытия и результаты документирования / редокументирования современными методиками на местонахождениях Восточного Памира, Монголии, Чукотки, Минусинской котловины и других территорий.
Материалы конференции были опубликованы уже к её началу. Кроме того, будет подготовлен специальный выпуск журнала «Археология, этнография и антропология Евразии» (Q1, SJR 0,49 Scopus, WoS), в который войдёт не менее 13 публикаций по конференции.
Видеозаписи заседаний конференции опубликованы в сообществе Новая археология ВКонтакте.
По материалам Института археологии и этнографии СО РАН
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
«А мы попробуем любовью, а там посмотрим, что сильней», - эти слова великого российского поэта Ф.И. Тютчева можно привести в качестве эпиграфа к фильму.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР