Весной 2022 года в выставочных залах Музея археологии Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова прошла выставка «Хабаровск: повседневность Гражданской войны. 1918–1922». Приуроченный к столетнему юбилею событий Гражданской войны и иностранной интервенции на Дальнем Востоке России, проект был реализован при поддержке фонда «История Отечества». Организаторами выставки выступили Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова и Государственный архив Хабаровского края. Об одном из знаковых экспонатов выставки — наш рассказ.
В 2022 году исполнилось 100 лет последней переломной битве Гражданской войны в России — Волочаевскому сражению в феврале 1922 года на подступах к Хабаровску. После этой битвы стратегическая инициатива от белоповстанцев перешла к Народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики (ДВР), и уже осенью 1922 года, после ухода японских интервентов и остатков белых войск из Приморья, Гражданская война закончилась.
В Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова хранится оригинальное цветное изображение этого события в виде плаката «Хабаровск — ключ Приморья! Не быть ему в руках белобандитов!». Этот плакат был создан в том же феврале 1922 года и является первым отображением Волочаевской битвы в искусстве. Автор плаката — хабаровский художник-авангардист Никтополион Павлович Наумов (1891–1928).
Ник Наумов. Последний фотопортрет. Хабаровск, 1928 год
Он родился в Амурской области в селе Петровском, в семье почтово-телеграфного чиновника и ещё в раннем возрасте увлёкся рисованием. В 1905 году Никтополион Наумов закончил Хабаровское шестое городское училище, затем работал печатником, при этом посещая художественную студию при Народном доме, и вскоре заявил о себе как о художнике — готовил театральные декорации к спектаклям, проходившим в Народном доме. В 1912 году у Наумова состоялась первая персональная выставка, тогда же по окончании педагогических курсов при Народном доме он получил профессию учителя, после чего начал преподавать в сельской школе. С началом Первой мировой войны он был мобилизован и служил в хабаровском военном лазарете писарем. Здесь он познакомился с Павлом Любарским, сыном известного хабаровского главного врача Василия Михайловича Любарского. Ещё в 1910-х годах Павел Любарский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился вместе с Давидом Бурлюком и Владимиром Маяковским, повлиявшими на формирование Любарского как художника-футуриста.
В 1914 году Павел вернулся в Хабаровск, был призван в армию и служил при штабе Приамурского военного округа писарем, как и Наумов. У своих новых товарищей по службе, Павла Любарского и Петра Львова, Никтополион продолжил обучение рисунку. И довольно успешно, так как в 1919 году, когда Наумов вновь был мобилизован в армию, его направили служить уже в хабаровскую литографию. В то же время вместе с П. Любарским, Ж. Плассе и П. Львовым Наумов основал в Хабаровске известное на весь Дальний Восток художественное творческое объединение «Зелёная кошка». Тогда же, работая в литографии, Наумов начал сотрудничать с партизанами, снабжая их картами, важными сведениями и помогая в выпуске революционноагитационной литературы. В 1920 году Никтополион Павлович служил в политотряде советского гарнизона Хабаровска, но после японского выступления в апреле 1920 года ушёл вместе с остатками хабаровского гарнизона за Амур, в Волочаевку и Биру, где работал в редакции армейской газеты «Вперёд». В октябре 1921 года он был переведён в Военно-политическое управление (ВОЕНПУР) Народно-революционной армии ДВР в Читу, где и работал весь 1922 год.
Из коллекции плакатов ДВР, хранящихся в Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова, десять подписаны псевдонимом «Ник». Самый первый из них, вышедший из стен фабрики «Экспедиции заготовки государственных бумаг» в Чите январе–феврале 1922 года, подписан:
«Хабаровск — ключ Приморья! Не быть ему в руках белобандитов!»
Сверху написаны два взаимоисключающих понятия:
«Д.В.Р.» (государство с капиталистическим укладом) и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (лозунг коммунистической РСФСР).
«Хабаровск — ключ Приморья!». Плакат. Художник Н. П. (Ник) Наумов. Чита, 1922 год
В центре композиции — укреплённая позиция белоповстанцев у Волочаевки — небольшая группа солдат, возглавляемых царским генералом в золотых эполетах (генерал-майор В. М. Молчанов генеральское звание получил уже в послереволюционной России). На них наступают бравые солдаты НРА (конница, пехота и артиллерия), которых горячо поддерживает местное крестьянское население, снабжая продовольствием. На знамёнах — пропагандистские лозунги:
«Сегодня Хабаровск — завтра Владивосток», «Предателям народа не может быть пощады» и «Быть белобандитам в море».
Художник хорошо знал места, где разворачивалось сражение, изобразив на плакате много узнаваемых деталей. Так, слева виден большой железнодорожный мост через Амур, две фермы которого отсутствуют (их подорвали моряки-амурцы в апреле 1920 года во время боёв с японцами у Хабаровска). За Волочаевкой — замёрзшая река Амур и утёс, на котором расположен город Хабаровск. У самого берега — хорошо узнаваемые здания городской электростанции и водокачка. Выше — первое здание китайской кумирни на Орловом поле. На вершине утёса — постамент памятника Муравьёву-Амурскому и Городской сад. Слева по просёлочным дорогам к Хабаровску под красными знамёнами идут отряды партизан с низовьев Амура, справа — партизаны с Хора и Бикина. Направо уходит линия реки Уссури, вдоль которой — Уссурийская железная дорога со взорванным партизанами поездом. В верхнем правом углу — «человечек» с короной на голове — глава Временного Приамурского правительства Спиридон Меркулов, марионетка японцев и стран Антанты.
Лаконично и доступно хабаровскому художнику удалось показать не только знание географии Волочаевской битвы, но и динамику момента, его важность для истории российского Дальнего Востока.
Текст: Алексей Шестаков, Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова
Источник: Вестник «Воронцово поле» №3, за 2022 г.
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР