Традиции деревенского быта и сельского хозяйства в России – в Доме РИО прошёл историко-культурный фестиваль, приуроченный к Дню крестьянства. Пироги, баранки, гармонь и, конечно, традиционные народные промыслы – на один день старинный особняк в центре Москвы стал воплощением русского радушия и изобилия.
Впрочем, пища для учёных – это в первую очередь мысль. Поэтому прежде чем отправиться на шумную ярмарку, которая разместилась прямо во дворе Дома РИО, историки, аграрии, политики самого высокого уровня и, конечно, бизнесмены собрались на круглом столе, чтобы обсудить, как обстоят дела в современном сельскохозяйственном секторе, и попытаться дать оценку роли крестьянства в развитии всей страны. Отмена крепостного права и Александр II, Гражданская война и крестьянство, наконец, коллективизация и голодомор… Возделывание земель в России всегда было больше, чем просто фермерство. Это был тяжёлый труд, требующий выносливости и терпения – качеств, которые в конечном счёте стали неотъемлемыми чертами национального характера.
«Еще в древности крестьянский труд стал важным проявлением стремления человека к интеллектуальному поиску, его первой попыткой обуздать и использовать могучую силу природы. Своё «крестьянское измерение» безусловно имеет и история России. Я напомню, что до середины XX века крестьяне составляли подавляющее большинство населения нашей страны. Они являлись носителями древних традиций, особого быта и ментальности»,
- отметил в ходе круглого стола Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Понятия «крестьянство» и «отмена крепостного права» неразрывно связаны для большинства россиян, как говорили участники дискуссии. Реформа Александра II прославила его как царя-освободителя, однако свобода, дарованная тогда без земли, не соответствовала ожиданиям крестьянства. Аграрный вопрос стал миной замедленного действия, во многом именно с ним историки связывают и Первую русскую революцию, и революцию 1917 года.
«Народная община, народный космос, народные представления о традиции подверглись очень большому расщеплению и насильственной пропаганде. Распад и трагедия российского крестьянства может быть спроецирована на другие сословия, потому что и духовное сословие, и дворянство, и купечество – всё в России закончилось с революционными годами. Но, конечно же, тема крестьянства является сердцевиной, потому что российская идентичность как идентичность земледельческой, крестьянской страны передавалась именно через крестьянскую общину, через комплекс представления простого человека»,
- сказал директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля Дмитрий Бак.
Великий историк Василий Ключевский говорил: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Как отметили собравшиеся, современная Россия сейчас, как никогда, нуждается в том, чтобы по-новому осмыслить роль тех, кто сегодня занят в сельском хозяйстве.
«В понимании историков (наверное, можно уже констатировать): небрежное, невнимательное отношение к крестьянству и сельскому укладу жизни провоцировало негативные тенденции в разные периоды времени. Сегодня общество стремится к экологичности, люди хотят получать качественную, безопасную еду. И те люди, которые сегодня трудятся на земле, как раз могут быть той частью, которая необходима населению городов»,
- отметил губернатор Тверской области Игорь Руденя.
Нынешние аграрии идут в ногу со временем не только в применении последних технологических новшеств, но и с точки зрения права. Так, например, всем известный луховицкий огурец – это отныне официально запатентованный бренд. У производителей, имеющих соответствующий сертификат, торговля идёт бойко: рассказывают, что на рынках выстраиваются длинные очереди.
«Потому что люди знают, что эти огурцы – луховицкие. А то везде, где ни пройдёшь, – все луховицкие: из Тамбова, из Смоленска, из Белоруссии… Мы это делаем для того, чтобы защитить интересы и чтобы сохранить производство»,
- отметил глава городского округа Луховицы Владимир Барсуков.
Кстати, луховицкий огурец – лишь один из наиболее известных гастрономических брендов России. Узнать, чем ещё богата кухня нашей страны, можно из книги «Вкусная Россия: деликатесы с историей», презентация которой состоялась в рамках Дня крестьянства в Доме РИО.
«Это уникальная летопись истории продуктов: кедровый орех, иван-чай, морошка… Тысячи фактов о продуктах, произрастающих, собирающихся в России, - рассказала автор книги Ирина Кононова. - Мы хотели окунуться в историю продуктов, потому что мы все любим нашу кухню. И мне кажется, когда мы изучим её чуть глубже, то станем так же достойны… Как Франция, в которой национальная кухня является нематериальным наследием ЮНЕСКО».
В продолжение темы русского крестьянства и быта в Доме Российского исторического общества открылась выставка, на которой представлены десятки самых разнообразных экспонатов, ставших свидетелями рубежа XIX и XX веков. Патефоны, самовары, столовые сервизы, в том числе «ходынская кружка» – такие раздавали во время празднества по случаю коронации Николая II, а также целая коллекция старинной мебели, например, плетёный детский стульчик начала XX столетия или подвесная люлька для младенца, не говоря уже о металлических гребнях, ножницах и даже угольных щипцах для завивки волос, – все эти предметы свидетельствуют о неповторимом быте русской избы и непривычном, на первый взгляд, образе русского крестьянина: зажиточного, запасливого и бережливого.
Текст: Анна Хрусталева
Фото: Александр Шалгин
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
«Карл Маркс родился в Германии в 1818 году, похоронен в России», - с такой обложкой в мае 1918 года вышел знаменитый журнал «Сатирикон», который в ответ на это неожиданное заявление мгновенно закрыли.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР