Фильм «Революция и Конституция» - экранизация истории борьбы за правовое государство в России, которая разворачивалась на ландшафте Российской империи на протяжении 19-го - первой четверти 20-го века.
Главные герои картины - Максим Винавер и Михаил Рейснер – люди, посвятившие свою жизнь идее создания в России правового общества и правового государства. Объединенные изначально общей профессиональной судьбой (оба героя начали свой профессиональный путь с юридического факультета Императорского Варшавского университета), в революционное лихолетье они оказались по разные стороны баррикад.
Максим Винавер стал одним из основателей партии кадетов, членом ее ЦК, после февральской революции 1917 года участвовал в разработке закона о выборах в Учредительное собрание. Винавер был избран делегатом Учредительного собрания от партии кадетов, после разгона Собрания выступал активным борцом против Советской власти. Весной 1919 года в качестве министра внешних сношений он вошел в состав белогвардейского Крымского краевого правительства. После поражения Белого движения бежал с остатками Добровольческой армии во Францию. За рубежом Винавер развернул активную общественно-политическую деятельность, направленную на объединение всех «демократических течений эмиграции» на платформе борьбы за демократическую Россию. Он участвовал в организации популярной эмигрантской газеты "Последние новости", издававшейся в Париже, занимался наукой и преподаванием, читал курс русского гражданского права в организованном по его инициативе Русском университете (при Сорбонне).
Михаил Рейснер после Октября 1917 года остался на стороне советской власти. Он работал в Наркомате просвещения, преподавал в Петроградском университете, участвовал в разработке первой советской конституции РСФСР. Как ученый-юрист Рейснер перевел взгляды марксистов на современную государственно-правовую теорию. Свой конституционный проект он базировал на положении о том, что власть должна формироваться снизу по производственному, социальному, политическому принципам. Таким образом, Рейснер предложил оригинальную конструкцию: властную пирамиду, построенную «снизу», от корней, начиная от производственных коллективов и небольших сообществ (коммун – фундаментальных основ власти), до всероссийского собрания депутатов. Он выступал за создание легитимной власти, в противовес власти «взятой», объявленной, узурпированной.
К сожалению, проект Рейснера не нашёл принципиального понимания у большевиков. Пренебрежение к конституционно-правовым вопросам дорого обошлось поборникам республики Советов. Как когда-то в один день большевики смели старую имперскую Россию, так в одночасье, в силу отсутствия прочной государственно-правовой опоры, рухнул и их партийно-государственный аппарат. Сработала «мина замедленного действия», невольно заложенная самими создателями в фундамент советской государственности.
В фильме, основываясь на не публиковавшихся ранее документах, рассказывается о юридических последствиях Великого Октября. Отсутствие прочной конституционной опоры стало своеобразной миной замедленного действия, заложенной под Советский Союз теми, кто его создавал.
Съёмки фильма проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Симферополе, Варшаве и Париже.
В фильме участвовали: Сергей Шахрай, член Президиума Российского исторического общества, председатель Правления Российского исторического общества, доктор юридических наук; Константин Краковский, доктор юридических наук; Ян Члонковски, сотрудник Государственного архива Варшавы, Андрей Медушевский, доктор философских наук; Юрий Варфоломеев, доктор исторических наук; Марина Рейснер, доктор филологических наук; Юрий Манойленко, кандидат исторических наук; Мишель Винавер, французский писатель, драматург; Николай Бондарь, член Конституционного Суда Российской Федерации, Вячеслав Зарубин, заместитель председателя государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым
В фильме использованы документальные материалы из семейных архивов Винавер и Рейснер, Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Государственного архива РФ, Российского государственного архива новейшей истории, Государственного архива Варшавы
Авторы сценария: Наталия Спиридонова
Режиссер: Инна Кокорина
Научный консультант: доктор юридических наук Сергей Шахрай
Консультант: доктор юридических наук Константин Краковский
Производство телерадиокомпании «Плеяда», 2017
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Выдающийся дипломат, успешный государственный деятель, национальный герой Болгарии, патриот России, граф, генерал от инфантерии, генерал-адъютант свиты Его Императорского Величества, - все эти эпитеты и титулы относятся к одному единственному человеку - Николаю Павловичу Игнатьеву.
В 2010 году в Ярославле в музее истории города шла активная подготовка экспозиции, посвящённой знаменитым землякам. На тот момент было известно тринадцать меценатов, благотворителей, удостоившихся в ХIХ веке звания Почётного гражданина.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР