На сайте Института археологии РАН появился виртуальный тур «Археология Георгиевского собора». Экскурсия, разработку которой взяла на себя компания «Моспано», представляет новый формат, объединяющий результаты многолетних научных исследований и цифровую реконструкцию архитектуры и интерьеров Георгиевского собора Юрьева монастыря. Проект аккумулировал итоги научных исследований по истории, архитектуре собора и технологий, применявшихся при росписи храма, и позволит больше узнать о них широкому зрителю.
«Георгиевский собор сконцентрировал различные аспекты изучения древнерусской культуры, как материальной, так и духовной: это и археология как история изучения древностей, и архитектура, и эпиграфика, и настенные росписи, которые изучают с точки зрения искусствоведения (стиль, приёмы письма, цвет, композиция) и использования технологий (состав штукатурки, состав пигментов, приёмы и последовательность нанесения слоёв); это особенности погребального обряда. Все эти данные легли в основу виртуального тура и позволили построить не просто красочную экскурсию, но получить многомерный “портрет” собора, причём развивающийся во времени, от ранних этапов его существования до современности»,
— отметила учёный секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко.
Комплексные исследования на территории Юрьева монастыря осуществлялись при содействии и по благословению митрополита Новгородского и Старорусского, главы Новгородской митрополии Льва.
Виртуальный тур подготовлен в рамках гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по теме «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)» при поддержке фонда «История Отечества».
С 2013 года на территории Юрьева монастыря в Великом Новгороде работает Новгородский архитектурно-археологический отряд ИА РАН под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова. Исследования проводились внутри собора и на примыкающей к нему территории. Был исследован монастырский некрополь, открыты и изучены погребения как внутри собора, в числе которых — гробница новгородского святителя Феоктиста, так и за его пределами, у южного и северного фасадов.
В 2013 году под полом собора, а в 2022 году — за пределами храма, на территории монастыря, были обнаружены сотни тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи, сбитых со стен и положенных в основание пола во время ремонта, начатого в 1820-е годы архимандритом Фотием. Извлечённые из-под земли фрагменты фресок переданы в Новгородский государственный объединённый музей-заповедник для дальнейшей обработки, консервации и изучения.
В ходе комплексных исследований была построена цифровая модель Георгиевского собора, в которую вошла информация об утраченных и демонтированных частях здания, пристройках. Также в модель внесены данные о техническом состоянии конструкций: подобная «дефектная ведомость» необходима для реставрационных работ и мониторинга сохранности памятника.
Виртуальный тур сделан в формате 360º и позволяет «обойти» собор со всех сторон и полностью осмотреть его интерьер. Для перемещения используются хот-споты, переносящие зрителей в разные уголки храма, в том числе и в закрытые для посещений: в неотреставрированную часть здания, на хоры, в лестничную башню. Клик на кружки с изображением лупы открывает страницу с фотографиями и подробным описанием какого-либо важного участка собора, например, фрагмента фрески, граффити на столбе лестничной башни, некрополя, а также содержит данные об утраченных участках, например, фрагментах настенной росписи на фасаде здания.
Описания каждого участка включают информацию, полученную в ходе комплексных исследований. Так, описание некрополей включает данные антропологических исследований, граффити на стенах собора снабжены расшифровками и подробными комментариями. В разделе, посвящённом новгородскому святителю Феоктисту, посетители могут увидеть его гробницу, ознакомиться с биографией святого, увидеть портретную графическую реконструкцию, выполненную по результатам антропологических исследований, и узнать, где находятся останки святителя в настоящее время.
Виртуальная экскурсия позволяет реконструировать в текстовом формате детали интерьера раннего собора, которые связывают памятник с другими шедеврами древнерусского искусства — иконой «Устюжское Благовещение» — и храмовым образом Святого Георгия, которые в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Археологи определили местоположение первоначального иконостаса Георгиевского собора, в котором находились эти иконы: в ходе раскопок в полу XI века были обнаружены специальные отверстия под первоначальный иконостас и сень на Царскими вратами с выносом двух опорных столбов.
Комплексные исследования позволили понять, какие «спецэффекты» использовали средневековые зодчие при оформлении интерьера храма. Так, геологи, изучив плиты первоначального пола собора, определили, что камень для них был добыт из каменоломен на реке Шелони: только там можно было получить огромные камни, из которых можно было выточить плиты, доходящие до 2,5 метров.
«Пол собора — это поразительный памятник средневекового искусства. Он отличается от полов других храмов: в южнорусских и многих византийских храмах полы делали из керамических поливных плиток. Такие полы отражали свет, сверкали, были многоцветными. Полы Георгиевского собора были матовые, однотонные, и это оказывало совсем другой эффект: это была монументальная, очень спокойная, инертная поверхность, которая придавала дополнительную значительность интерьеру памятника»,
— отметил Владимир Седов.
В 2021 году для изучения фресковых росписей собора первой трети XII века в Институте археологии РАН была создана Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников, которую возглавила Алессандра Джиумлиа-Маир, эксперт по археометрическому анализу с мировым именем.
Изучение фресок методами точных наук позволило определить состав красочного слоя, штукатурки, последовательность нанесения слоёв. В ходе работ с фресками Георгиевского собора учёные создали новую методику исследования настенных росписей, которая также была опробована на других домонгольских памятниках Новгорода.
«Комплексные исследования велись по всем доступным на современном этапе методикам. Благодаря им мы теперь знаем, из какого материала был построен собор, как были созданы его настенные росписи. Изучение технологий средневековых мастеров не только раскрывает техническую сторону строительства, но и уточняет, насыщает подробностями наши знания о торговых и политических сторонах жизни древнего Новгорода. Так, исследование пигментов и обнаружение среди них лазурита, добытого на территории современного Афганистана, рисует картину широких торговых связей Новгорода в домонгольскую эпоху. Запуск виртуального тура позволит широкому кругу зрителей не только полюбоваться красивыми видами Юрьева монастыря и уникальными интерьерами Георгиевского собора, но и получить наиболее полную информацию о его истории, роли в культурной и духовной жизни Новгорода, а также ознакомиться с последними научными данными по исследованиям собора, изложенными в научно-популярной форме»,
— пояснила Марина Вдовиченко.
По материалам пресс-службы ИА РАН
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Фильм «Революция и Конституция» - экранизация истории борьбы за правовое государство в России, которая разворачивалась на ландшафте Российской империи на протяжении 19-го - первой четверти 20-го века.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР