7 февраля 2017 года в Доме Российского исторического общества (ул. Воронцово поле д. 13, строение 1) состоялось открытие выставки «350 лет отечественному государственному судостроению. Штрихи к истории», организованной фондом «История Отечества», Российским историческим обществом и АО «Объединенная судостроительная корпорация».
На церемонии присутствовали председатель совета фонда «История отечества» Сергей Нарышкин, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, а также президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
Камерный Стрелецкий зал Дома Российского исторического общества вместил в себя экспозицию, посвященную ярким и славным эпизодам истории отечественного судостроения. Экскурсию для гостей выставки, среди которых были видные историки, общественные деятели и представители судостроительной отрасли, провел сотрудник Центрального военно-морского музея Михаил Тимофеев, специально прибывший из Северной столицы для этой важной миссии.
Экспозиция охватывает период с 1667 по 1917 год, но, не стремясь отразить всю полноту истории дореволюционного кораблестроения, раскрывает ее сложность, парадоксальность и красоту на отдельных примерах — «штрихах». Центральное место на выставке принадлежит знаменитому фрегату «Орел», чье рождение стало отправной точкой в развитии отечественного государственного судостроения, и чье символическое изображение по легенде венчает шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
29 июня 1667 года по указу царя Алексея Михайловича у дворцового села Дединово Коломенского уезда началась подготовка к строительству легендарного военного корабля. Чем была вызвана потребность в его создании? В то время активизировалась торговля шелком с Ираном, и «Орёл» должен был стать надежным защитником торговых судов на Каспийском море. Уже в мае 1668 года он был спущен на воду, а летом 1669-го отправился в Астрахань. И хотя фрегату, увы, довелось совершить лишь одно плавание, трагически прерванное восстанием 1670-1671 года под предводительством казачьего атамана Степана Разина, этот корабль стал истинным символом будущей эпохи в отечественной морской истории. Среди специалистов бытует мнение, что именно на фрегате «Орёл» впервые был поднят российский триколор. Это косвенно подтверждается сохранившейся закупочной ведомостью с указанием тканей трех цветов: белого, синего и красного.
Информационные стенды, раскрывающие наиболее интересные и значимые события истории дореволюционного отечественного судостроения, чередовались с книгами и гравюрами из фондов Государственной публичной исторической библиотеки. Среди экспонатов особое внимание приковывало к себе сочинение Яна Стрюйса «Три путешествия» - единственное дошедшее до нас свидетельство участника первого плавания «Орла». Не была забыта и Архангельская верфь - вторая государственная верфь в истории России. Посвященные ей фотоматериалы предоставил Архангельский краеведческий музей. На стендах также можно было увидеть изображения предоставленные Гатчинским музеем-заповедником, парадоксальным образом связанным с историей судостроительной отрасли. Посетители выставки имели возможность лично ознакомиться с содержанием уникальных инженерных альбомов начала XX века. Альбом с фотоматериалами, посвященными постройке линкоров «Полтава» и «Гангут», был передан музеем истории Адмиралтейских верфей, а альбом, иллюстрирующий создание орудийных установок для линейных кораблей «Императрица Мария» и «Севастополь», попал на выставку прямо из личной коллекции Алексея Рахманова. В завершении экскурсии перед гостями предстала величественная модель знаменитого корабля «Орел», любезно предоставленная для выставки игуменьей Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря Маргаритой.
Впечатления, полученные на выставке, участники церемонии открытия обсудили на круглом столе, посвященном 350-летию отечественного государственного судостроения, в ходе которого был представлен красочный и информативный ролик, созданный на основе фильма «Дединово - родина российского кораблестроения» (автор - Елена Богославская), в очередной раз подчеркнувший значимость фрегата «Орёл» для отечественной истории.
Открытию выставки предшествовала длительная и тщательная подготовка. С самого начала было ясно, что история отечественного судостроения неразрывно связана с продолжателем дела царя Алексея Михайловича - его сыном Петром Великим, поэтому поиски материалов для экспозиции начались именно с Северной столицы, куда состоялся деловой визит исполнительного директора фонда «История Отечества» Константина Могилевского. В ходе поездки прошли переговоры с руководством петербургских архивов, музеев и библиотек. В результате, экспозиция была существенным образом дополнена. Директор Адмиралтейских верфей Александр Бузаков безвозмездно предоставил фонду несколько стендов из экспозиции корпоративного музея, а также украсившую выставку модель якоря и инженерные альбомы. Российский государственный архив Военно-морского флота снабдил будущую экспозицию фотоматериалом и чертежами, а также копиями выдержек из проекта морского устава Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича с его пометками и зарисовками. Благодаря счастливой случайности, в обширных фондах Библиотеки Российской академии наук для выставки был найден уникальный русскоязычный перевод знаменитой книги Яна Стрюйса, выполненный для Петра I, из которого будущий император узнал о «намерении отеческом, от которого, как от доброго семени, пошло нынешнее дело морское». На небезызвестном ледоколе «Красин», которому в этом году исполняется целых сто лет, прошла встреча с генеральным директором Музея Мирового океана Светланой Сивковой, которая предложила к участию в выставке вторую модель «Орла», а впоследствии приняла активное участие в работе круглого стола.
Фонд «История Отечества» и Российское историческое общество выражают искреннюю признательность всем учреждениям, их руководителям и сотрудникам, благодаря которым проведение выставки стало возможным.
В скором времени планируется открыть экспозицию для свободного посещения.
© Фото: Александр Шалгин, РИО
© Текст: Алиса Пермякова
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
В фильме рассказывается о судьбе капитана 1-го ранга Василия Бойсмана, который после тяжёлого ранения в сражении при Порт-Артуре оказался в японском плену. В декабре 1904 года крепость Порт-Артур пала. У Бойсмана, как и у других русских офицеров, была возможность вернуться домой в Россию.
«Карл Маркс родился в Германии в 1818 году, похоронен в России», - с такой обложкой в мае 1918 года вышел знаменитый журнал «Сатирикон», который в ответ на это неожиданное заявление мгновенно закрыли.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР