Сотрудники Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН и работающие с ними одной командой коллеги ведут работу над статьями по истории и культуре Древнего Востока для «Российской исторической энциклопедии».
Напомним, работа над созданием «Российской исторической энциклопедии» ведётся при поддержке фонда «История Отечества».
Каждое из больших тематических направлений ставит при работе над энциклопедией нового поколения новые и сложные задачи, и наше не является исключением. Со времен изданий энциклопедий такого формата, как РИЭ, посвящённых древнему Востоку, и отечественных, и зарубежных, прошли десятилетия. За это время накоплены важнейшие новые результаты прежде всего в области этнической истории и археологии (в том числе благодаря освоению огромного генетического материала и развитию лингвистики), исследователи вышли далеко за рамки, диктовавшиеся ранее ограниченным набором письменных источников, были открыты новые культуры.
Древняя история всё больше предстаёт перед исследователями как череда сменяющихся и взаимодействующих друг с другом, «ойкумен» — мир-систем, включавших многие очаги цивилизации, охватывавших огромные пространства, расширявшихся и сужавшихся, проходящих сквозь кризисы и иногда крушения, пока, наконец, к рубежу эр не сложилась гигантская супер-ойкумена, охватившая почти всё население Старого Света. Эта картина во многом не укладывается ни в привычное деление «Восток — Греция — Рим», ни в условное, восходящее, по сути, к европо- и элладоцентричности, конструирование некоего одного «Востока» из всех североафриканских и азиатских ареалов. То, что век назад из-за недостатка знаний могло казаться варварской периферией, смутным и неясным фоном для развития хорошо освещённых источниками центров цивилизации, предстало наряду с ними важными элементами одного многокрасочного мира.
Практически ушли в прошлое — и в мировой, и в отечественной науке — телеологические историософские схемы, стремившиеся подогнать историю любого общества к заранее принятой шкале универсального однолинейного развития и увидеть в ней отражения собственного исторического и культурного опыта; мало кто сейчас захочет видеть в реформе Эхнатона проявление «перехода от политеизма к монотеизму» (стоит вспомнить, что в религии Эхнатона было два подлежащих поклонению божеств-«повелителей» — Атон и он сам, Эхнатон) или искать во всякой смуте проявление классовой борьбы, движущей социальный прогресс. Зато небывалого масштаба достигло изучение того, что лежит в фокусе внимания антропологии — история институтов, реалий общественной организации и жизни, права, механизмов воспроизведения и изменения культуры. Продолжают накапливаться и фактографические достижения — вплоть до того, что в прошлом году был по-настоящему открыт для науки, благодаря случайно найденным табличкам, один из важнейших языков Передней Азии, аморейский. Выявлено множество неизвестных ранее событий этнополитической истории.
Отражать новый уровень и объём научного знания в статьях, по необходимости очень ограниченных в объёме и в самом своем количестве — задача сложная, и решать её можно только командой — в неё входят сотрудники не только ИВИ РАН, но и МГУ имени М.В. Ломоносова, ИСАА, Института востоковедения РАН, Института языкознания РАН, других научных центров и структур. Уже разработка нового словника оказалась трудным делом, и коллеги достаточно эмоционально спорили о том, каким из их излюбленных исторических деятелей или государств предстоит пожертвовать, а что всё же останется в энциклопедии. В итоге история Древнего Востока оказалась у нашей команды высоко персонализированной: в словник включены важнейшие этнополитические образования, крупнейшие центры, но особенно — исторические деятели, в статьи о которых мы стремимся включить сведения о социальных явлениях и процессах, разворачивавшихся во время их жизни.
Мы сделали выбор в пользу сокращения числа статей ради того, чтобы в них можно было включить детальную информацию, отсутствующую в большинстве текстов энциклопедических и обобщающих жанров и считающуюся принадлежностью узкоспециализированных изданий. Мы стремимся к тому, чтобы в статьях по наиболее сложным и малоизученным вопросам читатель мог получить информацию, которую не нашёл бы никаким другим образом, если только он сам не является специалистом по теме статьи. Насколько оправдан этот выбор и насколько мы справимся с его реализацией — покажет результат нашей работы.
По материалам сайта Института всеобщей истории РАН
Текст: А. Немировский
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Фильм о великом князе Николае Михайловиче Романове. Он - внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и дядя императора Николая II. Речь пойдет о семи месяцах заключения и о том, что открылось археологам, проводившим раскопки на территории Петропавловской крепости в начале нового тысячелетия.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР