В Доме Российского исторического общества прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского.
Добровольно принеся себя в жертву и приняв мученическую смерть в Золотой Орде, он избавил родные земли от бедствий и страданий, которые неминуемо грозили им в случае вторжения ордынского войска.
Подвигу князя посвящена открывшаяся в Доме РИО выставка иллюстраций к житию Михаила Тверского заслуженного художника Российской Федерации Людмилы Юги. Кроме того, впервые в особняке Российского исторического общества был показан спектакль - постановка Тверского академического театра драмы, рассказывающая о жизни и смерти Михаила Тверского. Места в первых рядах партера заняли Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, ведущие российские историки, археологи, представители музеев и духовенства.
«Князь Михаил Тверской был первым, кто в открытом бою разбил ордынцев. При этом победа поставила перед ним очень сложный нравственный выбор: сохранить свою жизнь или избавить жителей родного города и сам город от разграбления и от насилия со стороны ордынцев. Руководствуясь своими принципами и убеждениями, князь Михаил Тверской отвел угрозу от Твери и заплатил за это собственной жизнью. Благодарные потомки поставили князя Михаила Тверского в один ряд с такими героями земли русской, как князья Александр Невский и Дмитрий Донской»,
— сказал Сергей Нарышкин, приветствуя собравшихся в Доме РИО.
Тот самый открытый бой с ордынцами – это знаменитая Бортеневская битва, первая подробно описанная в летописных источниках победа русского войска над ордынским. 22 декабря 1317 года Михаил Ярославич разгромил вторгшееся в пределы Тверского княжества объединённое войско московского князя Юрия Даниловича, боровшегося с Михаилом за великокняжеский престол, и темника Золотой Орды Кавгадыя. В этой битве было взято много пленных, в числе которых была Кончака – жена московского князя Юрия и, что важнее, сестра ордынского хана Узбека. В тверском плену Кончака умирает, и разъярённый хан Узбек приказывает Михаилу Тверскому явиться в Орду на суд.
Оклеветанный великим князем Юрием Даниловичем Московским и Кавгадыем, Михаил Ярославич Тверской был казнён в Золотой Орде 22 ноября 1318 года. Князь Михаил Тверской был причислен к лику святых на втором Макарьевском соборе в Москве в 1549 году.
«Для нас это не просто правитель, для нас это не просто князь. Для нас это прежде всего святой человек. И святость его определена тем, что он помнил слова Христа Спасителя: тот, кто положит душу свою за други своя, тот понесет великий подвиг. Так оно и случилось в его жизни. Его крепкая вера и желание быть добрым христианином повлекли за собой особые деяния»,
— подчеркнул митрополит Тверской и Кашинский Савва.
Несмотря на то, что историки ставят Михаила Тверского в один ряд с Дмитрием Донским и Александром Невским (которому тверской князь, кстати, приходился племянником), стоит признать, что в наши дни его имя незаслуженно забыто.
«В XIX веке имя Михаила Тверского было настолько для всех понятно, что не нужно было его возвращать из небытия, не нужно было никому рассказывать о Михаиле Тверском. Не зря фигура Михаила Тверского изображена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде»,
- отметил, в свою очередь, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.
А вот век ХХ внёс свои коррективы. И дело тут не столько в изменении государственного строя и идеологии, сколько в том, какие акценты в древнерусской истории были расставлены благодаря самому массовому из искусств – кинематографу. В 1938 году гениальный Сергей Эйзенштейн снимает своего знаменитого «Александра Невского», музыку к фильму пишет Сергей Прокофьев. Как результат – в фокусе на долгое время остаётся Ледовое побоище, а вот подвиг Михаила Тверского в массовом сознании на многие десятилетия уходит за скобки. Именно поэтому также важно визуализировать образ князя: историю можно не только рассказать, но и «пережить» заново. Пьеса «Михаил Тверской» по мотивам исторического романа Дмитрия Балашова «Великий стол» с успехом идет в Тверском академическом театре драмы ещё с конца 80-х, однако в стенах Дома Российского исторического общества она была показана впервые.
«В марте исполнилось 30 лет, как я играю спектакль на сцене академического театра драмы города Твери. Но я играл не только в Твери, играл даже на немецком языке в городе Оснабрюке, побратиме города Твери. Играл и на месте гибели – в том районе, где он (Михаил Тверской – прим. ред.) был казнён страшной, невероятной изуверской казнью: когда он ещё был живой, ему вырезали сердце. И вот мы сегодня здесь... Я с очень большим трепетом жду, чтобы поблагодарить Председателя Российского исторического общества»,
- сказал в интервью перед спектаклем заслуженный артист Российской Федерации Георгий Пономарёв, режиссёр, сценограф и исполнитель роли князя Михаила Тверского.
Воссоздать образ князя не так просто. Стоит отметить, что в древнерусской литературе нет ни одного иллюстрированного списка житий тверских святых. Однако изображения князя Михаила Тверского и его жены княгини Анны Кашинской находятся в миниатюрах Лицевого летописного свода, созданного в третьей четверти XVI столетия в Москве. Начальной истории Тверского княжества посвящён первый, Остермановский том, хранящийся в библиотеке академии наук. Однако, к сожалению, в рукописи утрачены листы по тверской истории с 1316-го по 1318 год, включая иллюстрации знаменитого Бортеневского сражения. И тем важнее, что подобные миниатюры создают в наши дни. На выставке в Доме РИО представлены в общей сложности 14 иллюстраций, на которых согласно житию святого изображены последние годы жизни князя: спор о Великом княжении, Бортеневская битва, прощание с женой и детьми, приезд во Владимир, Орда и гибель Михаила Тверского, возвращение мощей князя в родную Тверь. Ещё семь иллюстраций отражают основные этапы жизни и духовного подвига святой благоверной княгини Анны Кашинской.
«Работы выполнены в стиле древнерусской миниатюры. В них присутствуют несколько сюжетов сразу, потому что, вы знаете, люди были неграмотные и они могли по картинкам вспоминать те исторические факты, которые происходили в то время»,
- рассказала, проводя экскурсию по выставке, художник Людмила Юга.
Время, в которое правил Михаил Тверской, - это время смены конфигурации политических центров, время нового подъёма Руси после прихода монголов. Михаил Тверской, первым получивший титул «Князь всея Руси», – собиратель русских земель, заступник своего народа, созидатель. Кроме того, именно он инициировал строительство первого в послемонгольское время каменного собора на Руси – того самого, где венчался с ростовской княжной Анной Дмитриевной и по остаткам которого археологи сейчас бережно восстанавливают историческое полотно давно ушедших столетий.
«Мы очень мало знаем об этой эпохе, потому что она оставила очень мало следов. Конечно, задача науки – найти и собрать по крупицам всё, что от неё осталось, и эта работа ведётся. Недавние раскопки Спасо-Преображенского собора в Твери, собора, который был построен Михаилом (Тверским – прим. ред.), позволили представить облик этого ныне утраченного храма, «подсветить» некоторые детали его архитектурного оформления»,
- рассказал директор Института археологии РАН Николай Макаров.
Русская православная церковь прославляет святого благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря – именно в этот день в Твери пройдут главные торжества, посвящённые 700-летию его подвига.
Фото: Александр Шалгин
Текст: Анна Хрусталева
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР