В Ново-Иерусалимском монастыре состоялось открытие выставки «Разсадник изразцового дела». Экспозиция, рассказывающая об истории становления изразцового производства, разместилась в Солодовых палатах.
Монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном, который не только стал идеологом строительства, но и трудился здесь как простой рабочий. Именно патриарх пригласил мастеров из Речи Посполитой, которые создали изразцы для убранства храма. Так Ново-Иерусалимский монастырь превратился в крупнейший центр производства изразцов. Появившись здесь благодаря патриарху Никону, они распространились по всей России.
«Открытие выставки является своего рода машиной времени, когда мы можем провалиться назад на две-три тысячи лет. Причем, хочется сказать, что это место было обитаемо: здесь были какие-то племена кочевые, может быть оседлые, но мы видим их орудия труда, орудия жизни. Это место постепенно готовилось к завершающему, самому важному событию – 360 лет назад оно стало образом и подобием святого града Иерусалима, того ветхого, древнего Иерусалима, и здесь появляется своя, русская Палестина», - сказал на открытии выставки наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт.
В Солодовых палатах, где сейчас расположена экспозиция, несколько веков назад находились мастерские: гончарная, кузнечная и другие. Уникальность выставки заключается в том, что посетители могут увидеть подлинные печи и горны, использовавшиеся для производства. Горны работали практически весь XVIII век, в одном из них даже была обнаружена полная закладка изразцов. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, найденные при раскопках, которые проводили специалисты Института археологии РАН в 2009–2016 годах. За это время была собрана многотысячная коллекция изразцов, которые демонстрируют исключительно важное новшество Нового Иерусалима в истории русской культуры – широкое применение в фасадном и интерьерном декоре многоцветных изразцовых композиций.
В Ново-Иерусалимском монастыре открылась выставка древних изразцов
IMG_4893.JPG
IMG_4900.JPG
IMG_4914.JPG
IMG_4916.JPG
IMG_4948.JPG
IMG_4949.JPG
IMG_4950.JPG
IMG_4951.JPG
IMG_4955.JPG
IMG_4959.JPG
IMG_4964.JPG
IMG_4965.JPG
IMG_4971.JPG
IMG_4973.JPG
IMG_4976.JPG
IMG_4978.JPG
IMG_4986.JPG
IMG_4997.JPG
IMG_4998.JPG
IMG_5000.JPG
IMG_5001.JPG
IMG_5005.JPG
IMG_4890.JPG
«Я горд тем, что здесь есть именно археологическая экспозиция, включающая подлинные предметы на собственном своем месте, неподвижные, нетронутые не искореженные никаким образом, - рассказал в ходе осмотра экспозиции научный консультант проекта Леонид Беляев. - Мы их даже докапывать не стали, для того чтобы их можно было демонстрировать таким образом. Это не восстановленные горны XVII века, это подлинные горны XVII века в том виде, в котором они открылись археологам».
Выставка позволяет не только полюбоваться рельефными полихромными изразцами из декора Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, но и увидеть подлинный гончарный круг и древнейшие предметы быта племен, населявших это место три тысячи лет назад. Информационные стенды подробно рассказывают об истории изразцового дела и Солодовых палат, особенностях производства и уникальном декоре печей святой обители. Отдельная аннотация посвящена патриарху Никону и его роли в появлении изразцового «царства».
«Мы отказались от традиционных этикеток и сделали комплексные расширенные аннотации, которые помогают в довольно сложном экспозиционном пространстве осваиваться. Программным и понятным для нас был полный отказ от каких-либо мультимедийных способов разъяснения и пояснения. В нашем случае мы делали ставку на подлинность артефакта», - подчеркнула научный руководитель проекта Светлана Баранова.
Выставка создана при содействии фонда «История Отечества». Ее организаторами стали Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, Институт Археологии Российской Академии наук, Благотворительный фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря и культурно-просветительский центр «Ново-Иерусалимский».
Текст: Юлия Балахонова
Фото: Пресс-служба Благотворительного фонда по восстановлению
Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального
мужского монастыря Русской Православной Церкви
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Как-то, разбирая старые издания, Александр Блок перелистывал выходивший в 1917 году журнал «Народоправство». Он обратил внимание на опубликованные в нем фрагменты из книги «Народ на войне» неизвестного писателя С. Федорченко.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР