Сто лет назад жизнь в Царском Селе, как нельзя лучше, отражала ту эпоху. В Александровском дворце живет последний российский император Николай II вместе с семьей, но не в статусе правящего монарха, а в качестве арестованного Временным правительством гражданина Романова.
В это же время начала работу Художественно-историческая комиссия, созданная для инвентаризации национализированного у государя имущества и создания музея в бывшей императорской резиденции.
Выставка «Царское Село .1917. Накануне…» проходит в Камероновой галерее музея-заповедника. «Фактически с 1905 года Царское Село становится официальной резиденцией российского императора, а в 1917 году этот статус утрачивается. Этой выставкой мы хотим рассказать нашим посетителям, как, с одной стороны, эта жизнь протекала в начале года еще по накатанному руслу. По инерции продолжались балы, приемы и смотры на плацу. А с другой стороны, были отчетливо видны признаки надвигающейся бури. И чувство нарастающей тревоги дизайнеры отобразили довольно точно», - заявила в своем выступлении директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова во время торжественной церемонии открытия выставки.
По ее словам, во многом выставка состоялась благодаря прозорливости Художественно-исторической комиссии, которая была создана в мае 1917 года «для приема, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших Дворцовых Управлений».
Получить Adobe Flash player
Для просмотра этой страницы требуется поддержка Flash Player 9+
Открылась выставка «Царское Село.1917. Накануне…»
244F1800.jpg
https://fond.istoriya.today/images/gallery-for-text/for-gallery-carskoeselo/244F1800.jpg
244F1842.jpg
https://fond.istoriya.today/images/gallery-for-text/for-gallery-carskoeselo/244F1842.jpg
244F1832.jpg
https://fond.istoriya.today/images/gallery-for-text/for-gallery-carskoeselo/244F1832.jpg
244F1831.jpg
https://fond.istoriya.today/images/gallery-for-text/for-gallery-carskoeselo/244F1831.jpg
Выступивший затем исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский также подчеркнул заслуги Художественно-исторической комиссии под руководством архитектора Георгия Лукомского.
«От лица Российского исторического общества, фонда «История Отечества» хотел бы поблагодарить организаторов выставки за особое внимание к столетию нашей Великой революции. Этой выставкой мы также сможем отдать дань памяти сотрудникам Художественно-исторической комиссии, сумевшим в сложных условиях не только сохранить, но и передать экспозицию нынешнему поколению сотрудников музея»,
- подчеркнул в своем выступлении Могилевский.
Далее Константин Могилевский зачитал приветствие Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина к организаторам и гостям выставки «Царское Село. 1917. Накануне…». В приветствии была особо подчеркнута историческая ценность выставки и самоотверженный труд сотрудников Художественно-исторической комиссии.
«Эта выставка рассказывает о судьбе покинутой императорской резиденции и первых хранителях еще не созданного музея.
Весной 1917 года в Царском Селе, в том числе и в Александровском дворце, где ранее собирались члены Императорского Русского исторического общества, приступила к работе Художественно-историческая комиссия. Организаторы выставки отдают должное результатам её работы. Члены комиссии действовали в сложных и очень нестандартных обстоятельствах, когда бывшие символы государственности стремительно превращались в историческое наследие. И смогли сберечь это наследие, представляющее огромную ценность не только для российской, но и для мировой культуры.
Важно, что материалы комиссии представлены в историческом контексте – в окружении музейных предметов и архивных документов. Это придает экспозиции объем, заставляет задуматься о том, что Великая российская революция была достаточно протяженным процессом»
- говорится в приветствии.
Экспозиция разместилась в четырех комнатах Камероновой галереи. В первой выставлены роскошные платья со шлейфами и гусарские мундиры, вторая посвящена придворной жизни. Среди экспонатов – кокошник Ольги Николаевны, медали в честь 300-летия дома Романовых, коллекционные издания Бенуа и справочника Вильчковского.
В начале центрального зала установлено несколько дворцовых стульев перед экраном с хроникой Первой мировой.
«23 февраля Николай посмотрел в Полукруглом зале последний фильм и уехал в Ставку. Вернулся оттуда уже гражданином Романовым»,
– рассказала первым посетителям выставки сотрудница музея Татьяна Андреева.
Центральный зал разделен на две части: жизнь последнего российского императора под арестом и работа Художественно-исторической комиссии. Описывали не только имущество в Александровском и Екатерининском дворцах. Посетители выставки смогут увидеть, как выглядели новые описи и инвентарные карточки, разработанные Художественно-исторической комиссией; автохромы Андрея Зееста; чертежи, показывающие расстановку мебели и предметов на жилой половине Александровского дворца.
Крупный раздел выставки – «Музей стекла и фарфора в Царскосельском арсенале». До 1857 года в арсенале хранили коллекцию оружия и средневековых доспехов. После его начали использовать как кладовую для сервизов. К 1917 году арсенал был заполнен под завязку мейсенским фарфором и рюмками из синего, «кобальтового» стекла.
Один из разделов посвящен эвакуации музейных ценностей в Москву осенью 1917 года. В связи с наступлением германских войск на Петроград по приказу Временного правительства наиболее значимые предметы из царскосельского собрания в сентябре–октябре 1917 года были отправлены в Москву, где в течение пяти лет хранились в Кремле.
Нагроможденные друг на друга шкафы, снятые с полок книги, красное свечение в темном конце узкой залы – инсталляция воссоздает разруху и запустение, царившие в Царском Селе. А последняя комната совершенно пустая.
«Почему пустая комната? Царской семьи нет, экспонаты вывезены, судьба музея под большим вопросом: были идеи приспособить Царское Село под нужны новой Советской власти. Но музей каким-то чудом сохранился, работа продолжилась. А преемственность в музейном деле – это ведь самое главное», - подытожила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
Текст: Сергей Копылов
Фото: пресс-служба ГМЗ «Царское Село»
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
В фильме рассказывается о судьбе капитана 1-го ранга Василия Бойсмана, который после тяжёлого ранения в сражении при Порт-Артуре оказался в японском плену. В декабре 1904 года крепость Порт-Артур пала. У Бойсмана, как и у других русских офицеров, была возможность вернуться домой в Россию.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР