im564324124124124age.jpg

Слыша, как часто сегодня на Дальнем Востоке, в Приморье, во Владивостоке упоминается имя Василия Ощепкова, трудно поверить, что исторический образ первого русского дзюдоиста и создателя борьбы самбо здесь возник совсем недавно, не более пятнадцати лет назад.

Взлёт интереса к биографии Василия Ощепкова был стимулирован многочисленными публикациями отечественных исследователей, добивающихся восстановления деталей судьбы своего героя и признания его заслуг не только перед своим Отечеством, но и в мировом масштабе. Именно благодаря усилиям этих людей история Ощепкова стала настолько известна, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ дважды упоминал его имя во время встреч с Президентом России Владимиром Путиным в рамках ВЭФ 2015 и 2016 годов. 

Во Владивостоке существуют уже две скульптурные композиции, посвящённые Василию Ощепкову, мемориальные доски в память о нем установлены в столице Приморья и на Сахалине, год назад его именем названа улица в Москве, об Ощепкове пишутся книги, снимаются фильмы. По большому счёту, его образ стал одной из «духовных скреп» российского Дальнего Востока или, если угодно, «черным поясом», стягивающим воедино культурные и спортивные начинания Японии и России. К сожалению, уровень мифологизации Ощепкова как исторической личности от этого не только не снижается, но даже растёт. Есть смысл в очередной раз дать заинтересованному читателю максимально краткие, но точные сведения о том, кем был этот человек и чем именно он так ценен для отечественной и мировой истории.

Василий Сергеевич Ощепков родился в посёлке Александровский пост на северном Сахалине 25 декабря 1892 года по старому (6 января 1893 — по новому) стилю. Его родителями были ссыльнокаторжная Мария Ощепкова, осуждённая, вероятнее всего, за уголовное преступление, и ссыльнопоселенец Сергей Плисак. В 1904 году Василий остался круглым сиротой, но получил после смерти родителей наследство, позволившее не только выжить в сложившихся условиях, но и продолжить обучение в местной школе, а позже, с сентября 1907 года, и в Токийской православной духовной семинарии. 

Здесь необходимо заострить внимание исследователей на следующих четырёх моментах, которые вызывают наибольшую путаницу в многочисленных интерпретациях истории вопроса:

  1. Северный Сахалин не был занят Японией по результатам Русско-японской войны 1904–1905 годов, и японская сторона не имела никакого отношения к отправке подростка в Токио, как об этом часто пишут в Рунете. Сам же Василий Ощепков никогда не был гражданином Японии. 
  2. В Японии никогда не существовало киотской православной семинарии, а потому Василий Ощепков физически не мог там обучаться, что также нередко утверждается рядом авторов.
  3. С 1906 года при токийской семинарии по инициативе русского военного министерства и с благословения местного архиепископа Николая (И.Д. Касаткина), ныне прославленного Русской православной церковью под именем Святого Равноапостольного Николая Японского, действовала школа переводчиков японского языка, готовившая кадры для русской армии, но обучение в ней подростки проходили по программе православной семинарии, хотя и полностью на японском языке. У нас нет оснований называть эту школу разведывательной. Также нет свидетельств того, что Николай Японский допускал, что семинария может выполнять такую функцию, хотя определённые виды на неё имели и российские, и японские власти. Более того, по имеющимся сегодня данным, из примерно трёх десятков русских учеников школы кадровым сотрудником разведки стал только один. А то, что многие другие бывшие семинаристы так или иначе сотрудничали со спецслужбами, объясняется крайне сложной политической обстановкой того времени и ситуацией постоянного противоборства России и Японии. 
  4. Василий Ощепков обучался в семинарии за счет российского военного министерства только последний год жизни в Токио – с 1912-го по 1913-й. Всё остальное время он платил за себя сам, и его нельзя назвать в полной мере воспитанником военного ведомства.

Для нас наиболее важным является тот факт, что с 1908 года в семинарии преподавалось дзюдо, к которому Ощепков показал выдающиеся способности. С 1911 года вместе с ещё одним семинаристом он — первым из русских – был принят на обучение в школу дзюдо Кодокан. В 1913 году Ощепков окончил одновременно семинарию и Кодокан, став – опять же – первым в мировой истории русским и четвёртым из европейцев обладателем чёрного пояса по этому виду единоборств...

В 1917 году Василий Сергеевич повысил свой статус в дзюдо, сдав экзамены на вторую мастерскую степень, но ещё до этого, в 1914 году, он открыл во Владивостоке, на Корабельной набережной, 21, первый в России кружок дзюдо для русских, а затем, 16 июня 1917 года, организовал и провёл первые в мировой истории командные состязания по дзюдо с приехавшими для этого в Приморье японскими спортсменами. Именно с этого времени и с этого места исчисляется история российского дзюдо и, в значительной мере, борьбы самбо. 

После событий 1917 года В.С. Ощепков оказался отрезан от общей канвы развития мирового спорта, хотя лично он продолжал работать с японцами вплоть до середины весны 1926 года. Причём в последние три года Ощепков трудился на японской территории в качестве бэнси — суфлера-толкователя японских немых фильмов и оказался хотя и невольным, но редчайшим свидетелем и участником становления японского кинематографа. В те времена работа бэнси считалась весьма престижной и даже более значимой, чем профессия режиссера. Она требовала от её обладателя блестящего владения языком и незаурядных артистических данных, и мы можем гордится тем, что наш соотечественник сумел войти в историю и в столь необычном качестве. 

Вернувшись же в 1926 году в Советский Союз, Ощепков продолжил исследования, совершенствуя и трансформируя известое ему японское дзюдо в универсальный вид борьбы, состоящий из тесно связанных между собою дисциплин – спортивной «борьбы вольного стиля дзюудо» и созданной на ее базе системы рукопашного боя, предназначенной для армии и спецслужб. По заключению временно исполняющего обязанности начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ вице-адмирала И. Костюкова, «в 1929 году [Ощепков] привлекался к разработке наставления по рукопашному бою для специальных подразделений, которое до сих пор применяется (курсив мой – А.К.) при подготовке военнослужащих войсковой разведки».

С 1930 года Ощепков уже в качестве преподавателя Государственного центрального института физкультуры приступил к пропаганде своей, советской версии дзюдо в Москве, а в 1931 году добился включения её в первый комплекс ГТО, принятый в СССР. Вплоть до осени 1937 года Ощепков работал над развитием «советской борьбы вольного стиля», как к тому времени стала называться эта система, её научным, медицинским, педагогическим и практическим обоснованием, неустанно добивался внедрения борьбы в обязательную программу подготовки прежде всего военнослужащих, считая своё детище важным видом оружия, владеть которым в ожидании скорой войны должен был каждый боец. Сам Ощепков говорил о себе: «Я истинный русский патриот, воспитанный хотя и в японской школе, но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию…».

В октябре 1937 года Василий Сергеевич Ощепков был незаконно репрессирован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Японии (реабилитирован посмертно в 1957 году) и скончался в Бутырской тюрьме в Москве. Уже после его смерти состоялись первые командные состязания по «вольной борьбе советского стиля» в масштабах Советского Союза, а 16 ноября 1938 года прошли всесоюзные сборы, ставшие официальной точкой отсчёта дальнейшего развития ощепковской системы единоборств, в 1948 году получившей не принадлежавшее ей ранее название: самбо (самооборона без оружия). Преподавание же дзюдо с 1937 года в СССР полностью прекратилось. 

В 1963 году, когда стало известно, что в программу Олимпийских игр в Токио включена борьба дзюдо, в Олимпийском комитете Советского Союза было принято решение о срочном формировании команды дзюдоистов из… самбистов. Среди тех, кто тренировал первых советских дзюдоистов-олимпийцев, были и ученики Василия Сергеевича Ощепкова. Советские спортсмены-дзюдоисты достойно выступили в Токио, после чего начался второй этап развития дзюдо в нашей стране. 

В начале 2000-х годов имя Ощепкова стало известно и в Японии, где была опубликована книга Коити Вара «Россия и самбо». С 2012 года проходят чемпионаты Японии по самбо на кубок Президента России, а во Владивостоке, там, где все начиналось 101 год назад, с 2017 года под патронатом Президента России В.В. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ в рамках Восточного экономического форума проводятся международные турниры по дзюдо имени Дзигоро Кано — основателя дзюдо и второго, наряду с Николаем Японским, учителя Василия Ощепкова. В 2018 году победителей этого турнира, которыми стали представители нашей страны, помимо лидеров России и Японии приветствовал и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга – чемпион мира по самбо 1983 года. Чёрный пояс Василия Ощепкова стал духовной скрепой и для них.

Фото: Первые русские дзюдоисты Владивостока. В центре – Василий Ощепков, 1914 год

Текст: Александр Куланов, член Межрегиональной ассоциации японоведов

 

Материал опубликован в вестнике «Воронцово поле»

Источники:

  1. Прежде всего необходимо отметить основополагающую работу по биографии В.С. Ощепкова М.Н. Лукашева «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской…». М., 2003, а также многочисленные труды А.М. Горбылева.
  2. Перу автора статьи принадлежит монография «Ощепков» в серии ЖЗЛ («Молодая гвардия», М. 2017.)
  3. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп.2. Д. 1376.
  4. Русские воспитанники в Токийской семинарии // Россия. 1908. № 953. Хохлов А.Н. Роль Токийской православной семинарии в подготовке переводчиков-японистов // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 2. СПб, 1996, и др. соч.
  5. Отчет по опекунству над имуществом и личностью сироты Василия Ощепкова опекуна Емельяна Евдокимова Владыко. Архив А.М. Горбылева.
  6. Лукашев М.Н. Указ. соч. С. 11–12.
  7. Там же.
  8. ГУ ГШ ВС РФ. Исх. № 313/380 от 30.03.2018. Ранее не публиковалось.
  9. Горбылев А.М. Краткий очерк становления системы дзюудо Ощепкова-самбо// Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. Вып. VI. М. 2011.С. 71–73
  10. Лукашев М.Н. Указ. соч. С. 32.
  11. ГА РФ. Ф. 10035. Оп.1. Д. П-45013

 

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

Поддержка научных трудов

Конференции поддержанные Фондом

В Архангельске состоялась XI Всероссийская исследовательская историческая школа молодых учёных

В Архангельске состоялась XI Всероссийская исследовательская историческая школа молодых учёных

6 ноября 2024 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени Михаила Ломоносова прошло открытие XI Всероссийской исследовательской школы студентов, аспирантов и молодых учёных «Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности».

 

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.

 

В Омске состоялись IV военно-исторические чтения


В Омске состоялись IV военно-исторические чтения

1 ноября 2024 года в столице Омской области прошли IV Омские военно-исторические чтения «Сибирские формирования в военных конфликтах XVI–XXI веков. На пути к 80-летию Великой Победы».

 

Выставки и экспозиции поддержанные Фондом

В РНБ открылась выставка, посвящённая первому русскому книгопечатнику Ивану Фёдорову

В РНБ открылась выставка, посвящённая первому русскому книгопечатнику Ивану Фёдорову

30 октября 2024 года в Российской национальной библиотеке состоялось открытие планшетной выставки «Иван Фёдоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях», созданная при поддержке фонда «История Отечества».

 

В Астраханском краеведческом музее открылась выставка буддийских артефактов

В Астраханском краеведческом музее открылась выставка буддийских артефактов

Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.

 

В Государственном историческом музее состоялось открытие выставки «Ленин»

В Государственном историческом музее состоялось открытие выставки «Ленин»

16 октября 2024 года в Государственном историческом музее открылась выставка «Ленин». Экспозиция, посвящённая 100-летию со дня смерти основателя большевистской партии, подготовлена при поддержке фонда «История Отечества».

 

Документальные фильмы поддержанные Фондом

Фильм «Исмаил и его люди» о крымско-татарском просветителе Исмаиле Гаспринском

21874581725845127854815241242.jpg

У крымских татар есть традиция восприятия России как своей Родины. Основателем и приверженцем этой традиции можно по праву считать русского дворянина, великого крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского (1851-1914).

 

В Удмуртии состоялся Фестиваль историко-документального кино

В Удмуртии состоялся Фестиваль историко-документального кино

22 сентября 2022 года в Ижевске стартовал Фестиваль историко-документального кино. Организаторами мероприятия выступили отделение Российского исторического общества в Удмуртской Республике и Национальная библиотека УР, совместно с Удмуртским государственным университетом и Центральной городской библиотекой города Сарапула имени Н.К. Крупской.

 

Документальный фильм «Хранители времени», к 150-летию ГИМа

К 150-летию Государственного исторического музея при поддержке фонда «История Отечества».

 

Археологические экспедиции и исследования поддержанные Фондом

В Екатеринбурге состоялась конференция «IX Уральские археографические чтения»

В Екатеринбурге состоялась конференция «IX Уральские археографические чтения»

С 10 по 12 сентября 2024 года в Екатеринбурге состоялись «IX Уральские археографические чтения», посвящённые 50-летию Уральского археографического центра.

 

В Амурской области продолжаются археологические раскопки городища около реки Зея

В Амурской области продолжаются археологические раскопки городища около реки Зея

1 июля 2024 года стартовала спасательная археологическая экспедиция Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области на памятнике археологии «Гащенка, городище-1».

 

Стартовала молодёжная полевая школа «Археологическое наследие Алтая-2024»

Стартовала молодёжная полевая школа «Археологическое наследие Алтая-2024»

В июле 2024 года на Алтае при поддержке фонда «История Отечества» в третий раз работает молодёжная полевая археологическая школа. Занятия организованы Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН совместно с Гуманитарным институтом Новосибирского государственного университета.

 

ОНЛАЙН ПРОЕКТЫ поддержанные Фондом

Историко-документальная интернет-выставка «Обстоятельства повелительно требуют»

Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР

 

Онлайн-проект посвящённый Михаилу Пришвину запущен в Смоленске

В Смоленске запущен онлайн-проект про Михаила Пришвина

При поддержке фонда «История Отечества» успешно реализован историко-просветительский онлайн-проект «Смоленский текст: пришвинские главы», приуроченный к 150-летию Михаила Пришвина.

 

Российский этнографический музей представил проект к 150-летию Владимира Арсеньева

Российский этнографический музей представил проект к 150-летию Владимира Арсеньева

1 ноября на официальном сайте музея был опубликован онлайн-каталог «“…Можете рассчитывать на меня”: научное наследие В.К. Арсеньева в собрании Российского этнографического музея».