Концерт в Мариинском театре, демонстрация уникальных документов из архива Военно-морского флота и закладка на «Адмиралтейских верфях» камня в память о судостроителях эпохи революции и Гражданской войны: в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные столетию революционного переворота в России.
7 ноября 1917 года большевики взяли штурмом Зимний дворец, свергнув временное правительство. Это событие навсегда изменило ход мировой истории. Поэтому неудивительно, что к нему приковано столь пристальное внимание: в памятных мероприятиях, посвященных этой дате, приняли участие тысячи человек, а программа дня получилась по-настоящему насыщенной.
Санкт-Петербург – город трех революций и, конечно, здесь как нигде чувствуется дух той эпохи: Зимний дворец и легендарный крейсер «Аврора», который дал по нему холостой залп, послуживший сигналом к началу штурма, - стали одними из главных символов северной столицы. И конечно, 7 ноября все памятные мероприятия, посвященные столетию Великой российской революции, проходили именно в городе на Неве.
Петербург - крупнейший в стране порт, разумеется, огромную роль в истории города, в том числе и отдельных ее глав, касающихся революции, сыграл флот. Еще накануне революции 1905—1907 годов среди моряков и матросов имелось значительное число революционно настроенных людей, некоторые из которых организовывали подпольные социал-демократические группы и кружки.
Поэтому особый интерес в изучении истории революционного переворота в России представляют документы и материалы архива Военно-морского флота. В честь столетия событий 1917 года он открыл свои двери для историков и журналистов, которые получили уникальную возможность ознакомиться с редкими экспонатами, среди которых рисунки и карикатуры матросов.
«Такое быстротечное знакомство с этим архивом показывает, насколько всегда мощным был российский военно-морской флот, какие здесь служили и продолжают служить яркие, талантливые и многогранные люди. Вот мы сейчас посмотрели рисунки офицеров, сделанные ими в революционные и предреволюционные годы. Я вам скажу, что это совершенно профессиональные художники. Это люди, которые служили, воевали, гибли и чувство, которое у меня возникает, находясь здесь, это чувство волнения и гордости за флот и его людей»,
— отметил во время посещения архива сопредседатель Российского исторического общества Анатолий Торкунов.
Специалисты архива также продемонстрировали десятки документов и фотографий из фондов хранилища, сборники материалов о деятельности адмиралов Ушакова, Нахимова, Макарова и Невельского. В их числе, например, обращение жены адмирала Макарова к правительству с просьбой о продлении выплаты пенсии.
«Макаров погиб в 1904 году, и Капитолине Николаевне была назначена пенсия, до революции она получала пенсию 12 тысяч рублей в год. Когда Октябрьская революция совершилась, естественно пенсию перестали выплачивать. Вот она пишет следующее: «Я вдова адмирала Макарова, бывшего командующего флотом в Тихом океане, погибшего 31 марта 1904 года на броненосце «Петропавловск», вот уже два месяца лишена своей пенсии. Обращаюсь к вам, представитель Балтийского флота, с просьбой потребовать, чтобы мне продолжали выдавать пенсию по-прежнему»»,
— рассказал директор архива ВМФ Валентин Смирнов.
Он лично провел экскурсию для гостей, в числе которых были президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, вице-президент компании Джахан Поллыева, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский. Валентин Смирнов рассказал, что за мощными стенами здания скрывается детально проработанная планировка, в которой была учтена архивная специфика помещения. При строительстве были использованы последние достижения в области теплоснабжения и вентиляции, а также применялись несгораемые конструкции, которые бы позволили спасти документы от тотального уничтожения в случае пожара.
Кстати, до революции в здании архива на Миллионной улице располагалось и Русское историческое общество. Так что визит его правопреемников - представителей Российского исторического общества, возрожденного около пяти лет назад и продолжающего деятельность Русского императорского исторического общества, как бы объединил эти эпохи, перекинув мост от событий столетней давности к делам наших дней.
В одном из хранилищ гостям продемонстрировали несколько редчайших экспонатов из фондов архива ВМФ, среди которых проект Табеля о рангах с личной подписью Петра I, один из листов Аксонометрического плана Санкт-Петербурга, а также Атлас всего света Баптиста Агнесса, относящийся к 1555 году. Уникальный экземпляр атласа содержит изображение береговой черты частей Старого и Нового Света. В первой четверти ХIX века он был приобретен в Европе князем Лобановым-Ростовским – известным коллекционером и любителем истории. Этот атлас поражает воображение и в наши дни: достаточно сказать, что его страховая стоимость еще до революции составляла 8 миллионов долларов.
После посещения архива гости отправились на «Адмиралтейские верфи» - одно из старейших судостроительных предприятий России и первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга. Сейчас оно входит в состав «Объединённой судостроительной корпорации» и продолжает дела давно минувших дней – строит транспортные и научно-экспедиционные суда, подводные лодки.
В 1900-м году со стапелей Адмиралтейских верфей был спущен легендарный крейсер «Аврора», ставший впоследствии одним из главных символов Октябрьской революции. В память обо всех корабелах, которые в годы революции и Гражданской войны, продолжали выполнять свой профессиональный долг, 7 ноября на «Адмиралтейских верфях» открыли новый мемориал. Он посвящен всем судостроителям, которых в 1917 году судьба развела по разные стороны баррикад.
В торжественной церемонии открытия приняли участие сопредседатель Российского исторического общества Анатолий Торкунов, президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, актер Михаил Боярский, инженер-кораблестроитель, внук последнего начальника главного управления кораблестроения вице-адмирала Владимира Гирса Михаил Гирс. А также сотни простых петербуржцев, которые пришли, чтобы возложить цветы к новому мемориалу и отдать дань памяти всем корабелам, работавшим в годы революции на Адмиралтейских верфях.
На открытии торжественной церемонии начальник управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков зачитал обращение Владимира Путина.
В послании Президента Российской Федерации участникам открытия памятного знака сказано:
«Исторические потрясения начала XX столетия раскололи общество, перевернули жизни людей. Десятки тысяч конструкторов, инженеров, рабочих, которые посвятили себя российскому судостроению, также оказались по разные стороны баррикад. Они отстаивали свои взгляды и убеждения, будучи при этом истинными патриотами Отечества».
Приветствие участникам церемонии направил председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
«1917 год обернулся для нашей страны трагедией общественного раскола. Страна разделилась на непримиримые лагеря, утратила свою целостность, скрепляемую веками. Когда мы вспоминаем об этих событиях, то, как правило, представляем себе крупных исторических деятелей – революционных вождей и их противников. Нередко даже не задумываясь о том, что между этими крайностями теряется огромное большинство – сам российский народ. Несмотря на хаос, охвативший революционную Россию, врачи, учителя, инженеры, рабочие продолжали свой каждодневный созидательный труд, сберегали профессиональные и семейные традиции, служили обществу, которое в них нуждалось»,
— говорится в послании Сергея Нарышкина, которое от его имени зачитал сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
После революции верфи пришли в удручающее состояние. Не было судостроительных заказов, завод занимался судоремонтом, переоборудованием судов и различными сторонними заказами вплоть до ремонта трамваев и автомобилей. Однако эта печальная глава в истории Адмиралтейских верфей вскоре была пройдена, в начале 1920-х завод объединили с еще несколькими судостроительными предприятиями. В предвоенные годы на них были построены более трехсот торпедных катеров и 69 подводных лодок серий «М», «Щ», «С» и «К», которые составили к началу Великой Отечественной войны треть всего боевого состава подводных сил ВМФ СССР.
В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, более двадцати бронекатеров типа МБК и несколько десятков других судов. Кроме того, на заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготавливали на заводе снаряды, морские мины, авиабомбы, детали для танков.
«Я убежден, что судостроители – это ядро Санкт-Петербурга. У вас работа, которой вы можете гордиться, ей городится наш город и наша страна. Вы всегда были и будете первыми. Я человек достойный, и если вам понадоблюсь зачем-нибудь, то рассчитывайте на меня. Я буду, по крайней мере бить бутылки о корабли»,
— пошутил в ходе церемонии открытия мемориала актер Михаил Боярский, отметив, что он присутствует на ней не как народный артист, а как петербуржец во многих поколениях.
А вот десятки учеников петербургских школ, напротив, вышли вечером на сцену Мариинского театра в первую очередь как актеры. Они стали главными действующими лицами необычного интерактивного спектакля «Урок истории», посвященного столетию революции, который объединил самые разные стили, жанры и направления: музыкантов симфонического оркестра, Кубанского казачьего хора, танцоров театра балета Бориса Эйфмана, ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, участников группы «Ленинград» во главе с Сергеем Шнуровым.
На новой сцене Мариинского театра Шнуров и его музыканты исполнили легендарный городской фольклор «Цыплёнок жареный», эта песня, кстати, появилась сразу после Октябрьской революции. Исследователи отмечают, что она относится к временам «военного коммунизма» и отражает его реалии: чекистский террор, обыски и вымогательства.
Спектакль построен как интерактивный урок в классе: учитель предлагает детям примерить на себя роли главных действующих лиц эпохи революции - от крестьян и рабочих до Ленина и Керенского. Детям предстоит тянуть жребий, и когда одному из учеников достается Александр Керенский, он изумленно спрашивает, кто это. Преподаватель показывает ему портрет политического деятеля и тогда мальчик вспоминает: «А, тот, который драпанул за границу в платье монашки!» По словам режиссера-постановщика, он хотел передать непредвзятый взгляд на то, что происходило столетие назад. Действие спектакля то и дело «прерывают» вопросы из зала: разве белогвардейцы в чем-то уступали большевикам? Разве не было белого террора? Кто виноват в миллионах жертв? Возможно ли сегодня гражданское примирение?
Конечно, на многие из этих вопросов невозможно дать однозначные ответы. Все события, которые объединил в этом году календарь мероприятий, посвященных столетию революции, заставили в первую очередь вспомнить и попытаться еще раз переосмыслить и проанализировать все, что происходило в России век тому назад. Ведь как говорил известный всем Василий Ключевский:
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Текст: Анна Хрусталева
Фото: Александр Шалгин, Виктор Горбунов
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
О революционных событиях в России мы в основном имеем представление из кинофильмов и предметов школьной программы. Эта информация, естественно, не может быть в полной мере достоверной, поскольку не лишена художественного вымысла и субъективной позиции автора.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР