Выставочный проект «Тургенев. Время московское», создаваемый в рамках мероприятий к 200-летнему юбилею писателя, предполагает экспонирование первой, в стенах Исторического музея, масштабной и современной выставки, посвященной этому событию.
Главной целью выставки является показ наиболее ярких, значимых памятников и документов, посвященных значению И.С. Тургенева для отечественной и мировой культуры. Основной акцент делается на участие писателя в общественной и культурной жизни столицы.
Общее количество экспонатов 420 шт. Количество экспонатов предоставленных сторонними музеями и архивами – партнерами ГИМ 120 шт.
200-летний юбилей со дня рождения И.С. Тургенева в 2018 году – событие международного масштаба, способствующее межнациональному культурному взаимодействию и продвижению российского культурного наследия. 5 марта 2014 года в России Президентом РФ был издан указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения И.С.Тургенева.
Выставочный проект «Тургенев. Время московское» открывает празднование 200-летнего юбилея И.С. Тургенева в залах Государственного исторического музея.
Орел, Спасское-Лутовиново, Москва, Петербург, Берлин, Париж, Баден-Баден, Лондон, Рим – места, в которых прошла жизнь И.С. Тургенева. В каждом месте шло свое время, действовали свои правила и 65-летняя жизнь писателя в каждом географическом пространстве, подчинялась определенным правилам, обстоятельствам, зависела во многом от особенностей того или иного места пребывания.
Московская жизнь И.С. Тургенева имела свои особенности, отличные от жизни в столице империи, в родовой усадьбе, в городах Европы. Она начинается с детских лет, с времени приезда семьи в 1824 году из Спасского-Лутовинова Мценского уезда Орловской губернии. Далее московское время охватывает учебу в частных пансионах и в самом замечательном центре просвещения Российской империи – Московском университете.
В Москве юноша узнал чувство восхищения и отчаяния первой любви к княжне Екатерине Львовне Шаховской, пережил «философский роман» с татьяной Александровной Бакуниной, преодолел увлечение к замужней Марии Николаевне Толстой, сюда пробирался на тайное свидание с французской оперной дивой П. Виардо. На протяжении многих десятилетий своей жизни Тургенев почти каждый год приезжал в Москву. В гостиных и салонах Москвы Тургенев был желанным гостем. «Республика у Красных ворот» - салон А.П. Елагиной, дом опального генерала, героя 1812 г. М.Орлова на Пречистенке, квартира «сумасшедшего» денди и философа П.А. Чаадаева на Басманной, дом «московского Фауста», потомка Рюрика, князя Ф. Одоевского на Смоленском бульваре, дома блестящей Каролины Павловой на Рождественском бульваре, купца-философа, сибарита и эстета В.П. Боткина в Петроверигском переулке, мецената-фабриканта старообрядца К.Т. Солдатенкова в Кунцево, а также дома Свербеевых, Самариных, Бакуниных, Толстых, Аксаковых, актера М. Щепкина, коллекционера П.Третьякова, историка И.Е. Забелина и многие другие дома и квартиры первопрестольной столицы России.
Талант выдающегося актера Малого театра М.Щепкина во многом способствовал появлению на свет тургеневский драматических произведений.
В Москве напечатана не пропущенная цензурой статья на смерть Н.В. Гоголя, антикрепостнические «Записки охотника». Московские издатели Салаев, Катков, Основский, Глазунов, Солдатенков и др. наполняли книжный рынок и удовлетворяли запросы читающей российской публики, ждущей новых произведений писателя.
Москва с нетерпением ждала встреч с Тургеневым. В городе у него произошли встречи с писателем Н.В. Гоголем, художниками Перовым, Поленовым, композитором Н. Г.Рубинштейном, актрисой М.Г. Савиной и многими другими. Впервые в Москве писатель слышал музыку П.И. Чайковского в исполнении самого композитора. Московские события, такие как 100-летний юбилей Московского университета и национальный праздник по случаю открытия памятника А.С. Пушкину невозможны без упоминания роли в них Тургенева.
Тургенев прекрасно знал Москву, в его произведениях отразились городское пространство, с его системой площадей, улиц, переулков, тупиков, и особенности жизни москвичей.
Многих своих героев писатель «селил» в Москве, хорошо зная, какой из них, где «приживется». Дворянские гнезда, купеческие дома, студенческие квартиры, тургеневские девушки, лишние люди, нигилисты нашли себе обиталище в Москве по воле их создателя. Московское время текло для героев «Якова Пасынкова», «Накануне», «Дворянского гнезда», «Несчастной», «Муму», «Дыма», «Андрея Колосова», «Клары Милич», « Трех встреч», «Рудина», «Первой любви», «Гамлета Щигровского уезда» и др.
Семья. Особо значимым разделом предполагается раздел, посвященный семейным реликвиям рода Тургеневых. Подарком для москвичей будут мемории из Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева "Спасское-Лутовиново"( икона «Спас Нерукотворный», икона рода Тургеневых, письменный стол Тургенева, дорожная шкатулка, пишущая ручка - подарок П.Виардо, часы каминные, портрет И.Н. Тургенева, В.П. Тургеневой). ГИМ представит дуэльный набор Тургенева, самовар из дома на Остоженке, где жила В.П. Тургенева. орловский музей – лист с изображением герба рода Тургеневых, записями Тургенева-студента по истории и географии, Литературный музей- трость Тургенева и ларец, принадлежавший В.П. Тургеневой. ГИМовское собрание представляет портреты родственников Тургенева. ГАРФ – свидетельство о рождении Тургенева и прошение о приеме в университет.
«Говорильня».Характерная особенность Москвы - пристрастие москвичей к разговорам, спорам, словесным баталиям в гостиных, салонах, которые нашли отражение в тургеневских произведениях. Будут представлены предметы интерьера 1840-х гг., периода наивысшего накала страстей в этих «говорильнях», личные вещи спорщиков, среди которых можно назвать шляпу и шейный галстук А. Герцена, бювар Н.Огарева, папку для бумаг Грановского и т.д. Изобразительный ряд этой темы состоит из портретов ( в основном, коллекция ГИМ)«говоривших» о судьбах России тема дает возможность увидеть на выставке и редчайшую коллекцию дагерротипов ГИМ, среди которых портреты Тургенева, Герцена, Грановского.
Тургенев возвел русскую женщину на общественный Олимп, сотворил нарицательный образ «тургеневской девушки». В этой теме посредством изобразительных материалов и эпистолярного наследия будут отражены такие события в жизни Тургенева, как любовные переживания к Е.Л. Шаховской, Т.А. Бакуниной, М.Н. Толстой, П.Г. Виардо. Кроме того, в экспозицию будут включены типологические женские костюмы, портреты современниц писателя.
Тема Театра и музыки включает экспонаты музея им. Бахрушина, музея МХАТ: личные вещи М. Щепкина, А. Островского, эскизы декораций и костюмов к тургеневским пьесам, костюмы для фильма-балета «Вешние воды», выполненные Карденом для М. Плисецкой. Экспонаты музея имени М. И. Глинки входят в тему, посвященную музыкальной странице московской жизни Тургенева: автографы партитур П.Виардо, П. Чайковского, уникальное фортепиано В.Ф. Одоевского, сделанного по его чертежам.
Любовь Тургенева к театру и музыке найдет свой отклик в выставочном проекте не только за счет показа мемориальных и редких экспонатов из музейных собраний, но и включением в экспозиционное пространство музыкальных произведений, например, озвучивание текстов И.С. Тургенева, его переписки с П. Виардо.
Пушкинский праздник. Важнейшей темой для московского периода Тургенева явился общероссийский праздник по случаю открытия памятника Пушкину на Страстной площади. Тургенев принимал самое деятельное участие в этом торжестве, в том числе в организации пушкинской выставки в залах Благородного собрания. Писатель предоставил на выставку перстень-талисман А.С. Пушкина, медальон с локоном волос поэта, портрет Пушкина работы Вивьена, преподавателя рисования и черчения в семье Тургеневых. Сейчас автографы Пушкина хранятся в Пушкинском Доме (ИРЛИ) в Петербурге и не могут покидать его стен, в связи с этим предполагается мультимедийная презентация, пушкинских материалов, бывших на московской выставке. Возможен виртуальный современный репортаж с места встреч - у памятника Пушкину на Тверской.
В проекте поставлена задача организовать образ уникального московского архитектурного пространства, организованного посредством объемных памятников и произведений изобразительного искусства:
- большемерные макеты Сухаревой башни, Красных ворот, усадьбы Голицыных , мещанской деревянной усадьбы. Подлинные памятники архитектурного убранства города:уцелевшая скульптура из дворцового ансамбля Царицыно, скульптура мопса, фигуры ангелов, восседавших на Красных воротах, чугунный картуш с вензелем императора Николая I, украшавший ворота Провиантских магазинов на Зубовском бульваре, керамические изразцы, украшавшие здание Земского приказа, фреска «Рождество Христово» из храма Христа Спасителя работы П. Верещагина. - авторская модель памятника А.С. Пушкину в Москве
Серия фотографий, выполненная лучшим фотографом Москвы, фотографом императорской фамилии, И.Г. Дьяговченко, продемонстрирует событие в жизни Москвы и всей России – открытие Всероссийской Политехнической выставки, которую в 1872 г. посетил Тургенев. На фотографиях запечатлены: Военно-исторический отдел, Морской павильон, Гидравлический, Школьный, Почтовый, Туркестанский отдел и т.д.
Серия полотен представит еще одно знаменательное и совершенно забытое явление московской жизни- создание живописной галереи «Знаменитые деятели Российской истории», располагавшейся в здании Румянцевского музея (Пашков дом). Над портретами трудились Крамской, Репин, Васнецов и др. В экспозиции выставки будет лишь часть этого собрания, впервые после 1920-х гг. Живописный ряд включает портреты российских деятелей в различных сферах российской жизни. Портреты Александра II и Александра III, Богдана Хмельницкого, М. Глинки, Дениса Давыдова кисти Крамского, Литке; Кулибина, Е. Дашковой Кисти Васнецова; царевны Софьи, М. Щепкина кисти Репина; А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова кисти Загорского.-
Связующим звеном в экспозиции между Москвой современной и Москвой тургеневской, станет метро. Сегодня ландшафт и культуру Москвы невозможно рассматривать вне контекста метро. В связи с этим специально для выставки разрабатывается интерактивная карта «тургеневских» адресов, привязанная к схеме московского метро.
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная к 300-летию Российской академии наук.
Выставка «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций. Из коллекции Астраханского музея-заповедника XIX — начала XX веков» создана в рамках одноимённого экспозиционно-выставочного проекта, который реализуется при поддержке фонда «История Отечества». Она приурочена к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Эта мистическая история произошла в Санкт-Петербурге в феврале 1881 года: «На подоконнике лежала растерзанная птица… Окна кабинета императора Александра II, в котором он спал на жёсткой солдатской койке, выходили на Дворцовую площадь.
В фильме рассказывается о судьбе капитана 1-го ранга Василия Бойсмана, который после тяжёлого ранения в сражении при Порт-Артуре оказался в японском плену. В декабре 1904 года крепость Порт-Артур пала. У Бойсмана, как и у других русских офицеров, была возможность вернуться домой в Россию.
Федеральное архивное агентство, Российское Историческое Общество, Российский государственный архив социально-политической истории, при участии Государственного архива Российской Федерации, при поддержке фонда «История Отечества» представляют историко-документальную интернет-выставку к 100-летию образования СССР