ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственные подарки – одна из важных тем в музейных исследованиях. Они отражают особенности дипломатических связей и представляют собой известную социальную категорию, требуя вручения ответных даров. Подарок может восприниматься как дань, как знак подчинения, как талисман...

Он может отражать отношения равенства или неравенства. А может быть своего рода взяткой для выгадывания благорасположенности. В подобном ритуале на примере истории российско-китайских отношений можно проследить свою эволюцию.

Хотел бы рассказать о том, какие подарки из области русско-китайских отношений присутствуют в Государственном Эрмитаже. Их поиск и обнаружение – результат кропотливой работы сотрудников музея. Ведь часто подаренные предметы как бы «растворяются» в общем массиве музейной коллекции: письменные источники далеко не всегда сохраняют описание подобных подношений.

Интересно, что история обмена подарками между Китаем и Россией свидетельствует о том, что просто подарков – равного равному – почти никогда не бывает. Подарки могут передавать дипломаты, их могут дарить и получать дипломаты, но дипломаты могут и выдумывать, что они получили подарки...


Рис. 1. Шпалера «Играющие мальчики»
Подарки китайской стороны мы можем отследить начиная со времён Петра I и современного ему императора Канси: в Эрмитаже есть целый ряд подарков, которые как бы подарены, но подарены официально не были. Прежде всего это шпалеры, присланные из Китая. Считается, что это подарок Канси, но ни их описания, ни рассказа о том, как они были доставлены, нет.

Знаменитая шпалера «Играющие мальчики» – шедевр из их числа. Шпалеры происходят из императорских коллекций, они ткались только на императорских мануфактурах (Рис. 1).

Впрочем, только недавно было определено, что две золотые чашечки происходят из ещё более ранних подарков, связанных с Нерчинским договором, когда была впервые проведена граница между нашими государствами по Амуру (Рис. 2).

Ко времени Анны Иоанновны и заключения Кяхтинского мирного договора относится ещё один дар из Китая – прекрасная чаша белого матового стекла (долгое время считали, что это нефрит). Крышка – это уже русская работа (Рис. 3).

Екатерине Великой из Китая были направлены подарки с особым значением. Это монеты (она любила собирать коллекции монет), переданные ей от императора Цянь-луна (Рис. 4).

Мы видим красивую коробочку, с описанием и каталогом монет. Внутри – китайские (и не только) монеты. И если предшествовавшие подарки имели значение демонстрации благоволения, благополучия, то смысл на этот раз был иным. Дело в том, что все эти монеты имели хождение на территории, которая в русской традиции называлась Восточным Туркестаном. Содержимое коробочки несло в себе прозрачный намек: всё это пространство совершенно определённо принадлежит Китаю, и русская императрица должна об этом помнить… А чтобы лучше помнилось, императрице, любительнице всего прекрасного, дарились филигранные вещи (Рис. 5).


Рис. 2.
Золотая чашечка
Рис. 3.
Чаша из белого
матового стекла
Рис. 4.
Монеты – подарок
императора Цяньлуна
Екатерине Великой
Рис. 5.
Подарки
Екатерине Великой (заколки)

У нас в Эрмитаже сохранилась изумительная коллекция подобных императорских даров Екатерине II. В том числе под влиянием таких изысканных вещей в России происходит увлечение китайским искусством. Во всех дворцах начинают оформляться китайские комнаты, все собирают китайские вещи…

Но традиция подарков, связанных с решением серьёзных политических вопросов, прекращается на время, чтобы возобновиться в момент, когда в этом вновь возникла необходимость. А это рубеж XIX – XX веков: время российского продвижения в Маньчжурии, царствования Николая II, строительства КВЖД, конфликта с Японией…

 Ещё цесаревичем Николай посетил Восток. Китай (в отличие от Японии) ему очень понравился. Множество подарков он привёз именно из этой страны. Тогда же он заочно познакомился с Ли Хунчжаном, ведущим государственным деятелем, дипломатом, курировавшим внешнюю политику в Китае. И хотя личная встреча не состоялась, Ли Хунчжан прислал будущему российскому императору ценнейшую архаическую вазу, очень важный знак китайской культуры (Рис. 6).

 В 1895 году император Гуансюй вместе с вдовствующей императрицей Цыси посылают в Россию посольство. Это время смерти Александра III и свадьбы Николая. Только уже в наши дни было определено, что жезл Жуи – один из древнейших талисманов, очень символический подарок – был привезен посольством. (Он восходит к буддистской традиции, и со временем, в XVIII–XIX веках, подобные жезлы становятся прежде всего символом власти.) Делегация тогда возложила серебряный венок русской работы на могилу Александра III, и, видимо, этот жезл также был возложен. Потом он находился в покоях Николая II (Рис. 7).

  Последовала коронация Николая II – и вновь приехало китайское посольство, которое возглавлял тот самый Ли Хунчжан, с которым Николай разминулся в Китае. Миссия посольства была очень важной, связанной с союзом против Японии, и тогда же было подписано соглашение о строительстве КВЖД. Для России и Китая это были стратегические решения. Коронацию Николая II Ли Хунчжан отмечает преподнесением особого подарка – древнего сосуда из китайской бронзы (Рис. 8).


Рис. 6.
Архаическая ваза – подарок
цесаревичу Николаю
Рис. 7.
Жезл Жуи
Рис. 8.
Бронзовая чаша – подарок
Николаю II

На коронацию было привезено множество подарков, в том числе и императорских (Рис. 9, 9а).

В дневнике Николая II читаем:

«25 апреля принял Ли Хунчжана, который передал мне подарки от богдыхана, а также свои собственные. Потом долго беседовали с ним в кабинете…»

Николай произнес даже несколько китайских фраз, специально выученных к этой встрече.

Вся символика китайской культуры – даров императорского уровня, с благожелательными текстами, в значении талисманов на благополучное царствование – была представлена в этих ценных предметах. Было очевидно: при том, что в отношениях двух империй состоялось уже много посольств, эта встреча была особой...

Потом произошла революция, наши отношения начали строиться по-другому, и подарки стали другими.


Рис. 9.
Подарки на коронацию Николая II
Рис. 9 a.
Сундук для цветов

Медаль китайского посольства,
присланная на коронацию
Николаю II

Появляются художественные выставки, и дарятся вещи с этих выставок. В 1936 году великий китайский художник Сюй Бэйхун организовал выставку в Советском Союзе, на которой были его произведения и работы художников, начавших работать немного в европейской манере (Рис. 10).

Часть вещей была подарена Советскому Союзу, и некоторые из них находятся в Эрмитаже. Особое место занимали подарки Сталину. Это были произведения в китайской традиции – например, рисунок Ци Байши, китайского художника и каллиграфа (1864–1957 гг.) (Рис. 11).

В 1950–1955 годах состоялось ещё несколько выставок китайского искусства, от которых также остались замечательные произведения прикладного и художественного искусства (Рис. 12).


Рис. 10.
Картина китайского
художника Сюй Бэйхуна
Рис. 11.
Рисунки Ци Байши,
китайского художника
и каллиграфа (1864–1957 гг.)
Рис. 12.
Подарки с выставок китайского искусства (1950–1955 года)

А были подарки и «европейского» характера. Например, письменный прибор – это уже не совсем китайская традиция (Рис. 13).

Меняется зачастую и стиль подарков в целом (например, вышивка крестиком по картине с изображением Ленина и Сталина) (Рис. 14).

Под конец вернёмся к эпохе Петра Великого. Эта шпалера – как раз одна их тех, привезённых тогда в Россию из Китая. Со временем Пётр I подарил её Лефорту, своему сподвижнику. Потом через потомков Лефорта она каким-то образом оказалась в Европе...

Символический момент: Эрмитаж купил эту шпалеру несколько лет назад, вернув знаковый китайский дар в свою коллекцию (Рис. 15).


Рис. 13.
Письменный прибор
Рис. 14.
Вышивка по картине П.В. Васильева
«Ленин и Сталин беседуют»


Рис. 15. Шпалера Лефорта
Хочу также особо отметить, что с будущего года мы в Эрмитаже начинаем активно представлять современное китайское искусство.

Михаил Пиотровский, академик РАН,
генеральный директор Государственного Эрмитажа

Материал опубликован в вестнике «Воронцово поле»

Поиск по сайту

Посетить Дом РИО

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Посетить

Мы в соцсетях

Поддержка научных трудов

Международные конференции

Конференция «Современные решения актуальных проблем евразийской археологии»

2018106456523311308524.jpg

4 – 8 сентября 2018 года в Алтайском государственном университете состоялась II Международная научная конференция «Современные решения актуальных проблем евразийской археологии».

 

Конференция «Столетие Революции 1917 года в России»

9364812684612864812640866.jpg

29 марта 2017 года в Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова начала работу международная научная конференция «Столетие Революции 1917 года в России».

 

IX Международная конференция молодых учёных и специалистов «КЛИО» в РГАСПИ

/SHAL0761-1.jpg

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) 3–4 апреля проходит IX Международная конференция молодых учёных и специалистов «КЛИО».

 

Поддержка выставок

Историко-документальная выставка «В штабах Победы. 1941–1945»

5437urgfisdgfjsd1.jpg

Историко-документальный проект «В штабах Победы. 1941-1945» из фондов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) включает пять выставок, посвященных событиям каждого года Великой Отечественной войны.

 

Выставка в Музее современной истории России «1917. Код Революции»

sdgsdgsdgsdgsdg1.jpg

Выставка «1917. Код Революции» представляла собой масштабный проект, призванный наглядно показать весь ход революционных событий начала XX в. в России.

 

Выставка «Революция 1917 года на улицах Москвы в архивных документах и фотографиях»

2837659863218569216398561251.jpg

Модульная экспозиция, обратившаяся к революционным событиям через призму городской среды, развернулась в самом центре столицы, на пешеходной Никольской улице. В октябре 1917 года эта территория, прилегающая к Кремлю, стала эпицентром вооруженной борьбы. После победы советской власти она еще долгое время носила название «Улицы 25-го Октября».

 

Поддержка документальных фильмов

Документальный фильм «Путешествие в Архив» к 100-летию Архивной службы России

82159861982956192598612985691652986192856125.jpg

Кинопроект «Путешествие в Архив» посвящен 100-летию Архивной службы России. «Россия - великая архивная держава, архивная отрасль отвечает за сохранение национальной памяти», - эти слова, произнесенные в эксклюзивном интервью создателям фильма руководителем Федерального архивного агентства Андреем Артизовым в полной мере отражают роль и предназначение отечественных архивов.

 

Фильм «Исмаил и его люди» о крымско-татарском просветителе Исмаиле Гаспринском

21874581725845127854815241242.jpg

У крымских татар есть традиция восприятия России как своей Родины. Основателем и приверженцем этой традиции можно по праву считать русского дворянина, великого крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского (1851-1914).

 

Фильм «Русский граф Болгаров» о выдающемся дипломате - Н.П. Игнатьеве

182756471246912498621649861924869812askfgasf2.jpg

Выдающийся дипломат, успешный государственный деятель, национальный герой Болгарии, патриот России, граф, генерал от инфантерии, генерал-адъютант свиты Его Императорского Величества, - все эти эпитеты и титулы относятся к одному единственному человеку - Николаю Павловичу Игнатьеву.

 

Поддержка археологических исследований

Проект «Летняя школа по архитектурной археологии СПбГУ»

32756892368568236586238651.jpg

С 9 по 29 июля 2018 г. на острове Липно в Новгородском районе Новгородской области работала Летняя школа по архитектурной археологии, организованная на базе Архитектурно-археологической экспедиции СПбГУ.

 

Летняя археологическая школа «Старая Русса – Пятницкий раскоп»

19856981259861298569812986128951251.jpg

В Новгородской области завершила свою работу летняя археологическая школа «Старая Русса – Пятницкий раскоп». Работа Школы состоялась благодаря организационной деятельности «Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого» и поддержке фонда «История Отечества».

 

Полевая школа Новгородской археологической экспедиции на Троицком раскопе

В конце августа завершила свою работу летняя полевая школа Новгородской археологической экспедиции на Троицком раскопе. Этот проект реализован Новгородским музеем-заповедником и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова при финансовой поддержке фонда «История Отечества».